Новости
Минэкономразвития придумало, как поднять цену российской нефти
Экономика | Россия

Минэкономразвития намерено выполнить поручение Президента РФ Владимира Путина о выравнивании цен нефти российской марки Urals и североморской марки Brent. Предполагается, что за снижение сернистости поволжской нефти, ухудшающей качество Urals, заплатит бюджет, предоставляя налоговые льготы "Татнефти" и "Башнефти". Об этом пишет газета "Коммерсант".

В документе, которым располагает Ъ, предлагается "введение нового стандарта нефти". Минэкономразвития предлагает за счет дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) поддержать экспортные возможности нефтяников, имеющих дело с месторождениями низкосортной нефти, а главное – "определить систему налоговых скидок для предприятий, заведомо получающих нефть более низкого качества с целью высвобождения средств для доведения нефти до установленного стандарта качества".

Иными словами, нефтяникам предлагается предоставить налоговые льготы для того, чтобы они вложили высвободившиеся средства в повышение качества экспортируемой нефти. Документ, подготовленный МЭРТом, не называет суммы, в которую российскому бюджету обойдется облагораживание нефти.

Речь в данном случае идет прежде всего о "Татнефти" и "Башнефти", которые разрабатывают месторождения с нефтью низкого качества: Ромашкинское, Орловское, Елабужское, Нурлатское (Татария); Арланское, Кушкульское, Менеузовское, Четырманское (Башкирия). Кроме того, низкосортная нефть добывается на Мишкинском (разработчик – ТНК-ВР) и Осинском месторождениях (ЛУКОЙЛ).

По данным самих компаний, в 2004 году "Татнефть" добыла 25,1 млн тонн, а "Башнефти" – 11,1 млн тонн. При нынешнем уровне цены на Urals нефтяники "Татнефти" и "Башнефти" платят НДПИ в размере $77 с тонны. Это значит, что нефтяники Татарии и Башкирии вместе платят только НДПИ в размере $2,7 млрд в год.

По данным Минпромэнерго, возведение нефтеочистных сооружений, достаточных для снижения сернистости поволжской нефти, обойдется в $2 млрд. Таким образом, план Минэкономразвития в принципе может реализоваться, если бюджет практически откажется получать НДПИ с татарских и башкирских предприятий.

Напомним, 15 августа Президент РФ Владимир Путин на встрече с членами правительства поинтересовался у главы Минэкономразвития Германа Грефа, почему между ценой барреля нефти марки Brent и марки Urals столь большая разница - около $5-6 (хотя еще в прошлом году она составляла около $4, а в 2000-ом около $1-1,5 за баррель). Владимир Путин охарактеризовал этот разрыв как "не очень справедливый" и предложил кабинету министров подумать, как его сократить.

Глава Минэкономразвития Герман Греф тогда выступил в защиту подзабытой уже идеи создания "Банка качества нефти" (которую еще три года назад озвучивали, в частности, президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский). Министр заверил, что этот вопрос будет рассмотрен осенью, когда правительство будет обсуждать дифференцированную систему налога на добычу полезных ископаемых. О том, почему нефть марки Brent в мире самая дорогая и почему между ценой барреля Urals и Brent существует разница, реально ли вообще поднять экспортную цену российской нефти, а главное, как это технологически осуществить, мы уже писали.