Новости
UTair хочет купить крупнейший авиаремонтный завод Восточной Европы
Экономика | Россия

Авиакомпания UTair намерена приобрести первый промышленный актив за пределами России. Она собирается участвовать в торгах по приватизации крупнейшего в Восточной Европе авиаремонтного завода — словацкого Letecke Opravovne Trencin (LOT), которая должна состояться до конца года. Впрочем, “легкой прогулки” у UTair не получится. В торгах может принять участие British Aerospace.

UTair входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России, за 11 месяцев 2005 г. перевезла 1,9 млн человек. Эксплуатирует около 100 самолетов и 169 вертолетов. Выручка UTair за три квартала 2005 г. по РСБУ – 8,1 млрд руб., чистая прибыль – 32,5 млн руб. Более 75% акций UTair в номинальном держании Центрального сургутского депозитария, их реальным владельцем участники рынка считают структуры “Сургутнефтегаза”. LOT создан в 1959 г., специализируется на ремонте, модернизации самолетов и вертолетов, включая всю линейку “Ми”. Предприятие будет акционировано в феврале, 100% его акций получит правительство Словакии. Ежегодный оборот, по данным LOT, составляет около $20–30 млн. 

О планах UTair побороться за LOT рассказали близкий к UTair источник и топ-менеджер LOT, знакомый с планами российской компании. По словам последнего, представители тюменской компании в конце декабря посетили завод и объявили словацким чиновникам о намерении участвовать в его приватизации. Собеседник отмечает, что у компании уже есть ремонтная база в Тюмени — Завод № 26, в котором UTair принадлежит 55,8% акций. Но больше трети вертолетов UTair работают в Южной Африке и Индии. Поэтому их удобнее ремонтировать в Словакии, сообщают "Ведомости".

Кроме того, UTair рассчитывает заключить контракты с европейскими пожарными службами, главным образом с Испанией и Португалией. И наконец, говорит собеседник, авиакомпания хочет заняться пассажирскими перевозками в Европе. Очередной раунд переговоров с чиновниками состоится до конца января, добавляет близкий к UTair источник.

В Приватизационном агентстве Словакии и UTair от комментариев отказались. Но на августовском авиасалоне МАКС-2005 гендиректор UTair Андрей Мартиросов заявлял, что его компания интересуется вертолетными активами в Восточной Европе. Коммерческий директор словацкого предприятия Петер Хупач лишь признал, что на МАКСе UTair и LOT обсудили возможное сотрудничество, в том числе создание совместного предприятия.

Когда Словакия решится продать LOT, пока не ясно. В прошлом году чиновники обещали, что проведут торги в этом году и продадут не больше 49% акций завода. По словам близкого к UTair источника, компания оценивает этот пакет более чем в $10 млн.

Эксперты одобряют выбор UTair. LOT — крупнейший в Восточной Европе завод по ремонту вертолетов с известным и уважаемым брэндом, отмечает генеральный директор одного из партнеров LOT, компании “Ми-Интер”, Давид Магидсон. Похожие заводы в России либо уже приготовлены для передачи в новый вертолетный госхолдинг “Оборонпром”, либо контролируются стратегическими инвесторами, поясняет Магидсон.

Впрочем, купить долю в LOT авиакомпании будет тоже непросто. По словам близкого к заводу источника, его приватизацией уже интересуется один из крупнейших игроков мирового авиастроения — British Aerospace, совладелец EADS. Слышал об интересе европейцев и Магидсон. Так что Словакия, по его мнению, скорее предпочтет европейцев. Сыграет роль и имя British Aerospace, и то, что Словакия — член НАТО, считает он. Представители европейского концерна комментировать возможность участия в торгах отказались.