На Российско-японском форуме, посвященном 50-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Японией накануне выступил председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Комитета, Валерий Язев отметил, что Япония является одним из важнейших партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но при этом экономическое взаимодействие пока не соответствует потенциалу стран. Кроме того, считает депутат, оно характеризуется неравномерностью развития и структурным дисбалансом.
Валерий ЯзевРоссийский экспорт значительно превышает импорт из Японии. Заметно возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива - угля, нефти и нефтепродуктов. Их доля составляет почти четверть стоимостного объема экспорта.
По мнению Валерия Язева, одной из главных составляющих японско-российских экономических отношений являются совместные проекты в области энергетики. Дело в том, что Япония занимает четвертое место в мире по объемам энергопотребления и при этом практически не обладает собственными энергоресурсами. Проблему энергообеспечения Японии приходится решать в условиях сильной зависимости от нефти, которая поступает с Ближнего Востока, при постоянном росте цен и растущей конкуренции со стороны Китая и Индии. В связи с этим, считает глава думского комитета,
реализация проекта по строительству нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" будет иметь большое значение не только для развития российско-японских торговых отношений, но и с точки зрения энергетической безопасности двух стран и всего региона. |
Валерий ЯзевЧто касается сферы высоких технологий, то уже сейчас мы можем наблюдать несколько успешных примеров российско-японского делового взаимодействия. Японские компании "НЕК", "Mицубиси", "Фуджитсу" и многие другие осуществляют свою деятельность на российском рынке. Программные продукты российских компаний успешно продаются на рынках Японии.
Кроме того, новая Правительственная программа сотрудничества в области информационных технологий и связи касается не только обмена телефонного трафика и почтового обмена, но и сотрудничества в области информационных технологий, информационной и коммуникационной инфраструктуры, электронного правительства, электронной торговли, телемедицины. Одним из возможных направлений может стать сотрудничество с Японией в области технопарков.
Также Валерий Язев отметил, что транспортная стратегия России в полной мере учитывает процесс интеграции страны в международную экономику и мировую транспортную систему. Она предусматривает также дальнейшее использование транзитного потенциала России, в том числе и для обеспечения растущих торгово-экономических связей АТР и Европы.
Он отметил, что от идеи продления по территории России европейских транспортных коридоров Россия переходит к единой системе международных и внутренних коридоров. Она должна стать важным связующим звеном между трансъевропейской сетью и азиатскими транспортными коммуникациями, которые находятся в стадии активного развития.
Крупные проекты будут реализованы в полосе Транссибирского транспортного коридора. Это, прежде всего, строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровск, модернизация Транссиба, развитие Северного морского пути.
Валерий ЯзевМы исходим из того, что взаимодействие России и Японии является важным фактором обеспечения стратегической стабильности, региональной и глобальной безопасности.