Новости
Валерий Язев: Отношения между Россией и Японией пока не соответствуют потенциалу стран
Политика | В России | За рубежом

На Российско-японском форуме, посвященном 50-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Японией накануне выступил председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Комитета, Валерий Язев отметил, что Япония является одним из важнейших партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но при этом экономическое взаимодействие пока не соответствует потенциалу стран. Кроме того, считает депутат, оно характеризуется неравномерностью развития и структурным дисбалансом. 

Валерий ЯзевРоссийский экспорт значительно превышает импорт из Японии. Заметно возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива - угля, нефти и нефтепродуктов. Их доля составляет почти четверть стоимостного объема экспорта.

 

По мнению Валерия Язева, одной из главных составляющих японско-российских экономических отношений являются совместные проекты в области энергетики. Дело в том, что Япония занимает четвертое место в мире по объемам энергопотребления и при этом практически не обладает собственными энергоресурсами. Проблему энергообеспечения Японии приходится решать в условиях сильной зависимости от нефти, которая поступает с Ближнего Востока, при постоянном росте цен и растущей конкуренции со стороны Китая и Индии. В связи с этим, считает глава думского комитета, 

реализация проекта по строительству нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" будет иметь большое значение не только для развития российско-японских торговых отношений, но и с точки зрения энергетической безопасности двух стран и всего региона.


Рассматривая вопросы, связанные с пристальным вниманием Японии к Сахалинским нефтегазовым проектам, Валерий Язев отметил, что при реализации проектов по соглашению о разделе продукции наша страна будет неизменно требовать соблюдения национального законодательства, в том числе, экологических требований.

Напомним, что рамочное соглашение о сотрудничестве между "Газпромом" и Агентством природных ресурсов и энергетики Министерства экономики, торговли и промышленности Японии было подписано в ноябре 2005 года. Именно в соответствии с этим документом, стороны обсуждают создание на Востоке России новых перерабатывающих производств, организацию экспортных поставок природного газа, нефти и продуктов переработки из России в Японию.

В атомной сфере сотрудничество между странами также имеет масштабные перспективы. Россия поставляет Японии ядерное топливо для АЭС, а в последнее время появились планы по совместным проектам использования реакторов на быстрых Фото: Накануне.ruнейтронах, а также возможностей России по организации центра по хранению и переработке отработавшего ядерного топлива.

Напомним, что в августе этого года делегация японской компании "ПЕСКО" и министерства образования, культуры, спорта, науки и техники Японии посетила Белоярскую АЭС. Визит прошел в рамках проекта по созданию МОКС-топлива.

Валерий ЯзевЧто касается сферы высоких технологий, то уже сейчас мы можем наблюдать несколько успешных примеров российско-японского делового взаимодействия. Японские компании "НЕК", "Mицубиси", "Фуджитсу" и многие другие осуществляют свою деятельность на российском рынке. Программные продукты российских компаний успешно продаются на рынках Японии.


Кроме того, новая Правительственная программа сотрудничества в области информационных технологий и связи касается не только обмена телефонного трафика и почтового обмена, но и сотрудничества в области информационных технологий, информационной и коммуникационной инфраструктуры, электронного правительства, электронной торговли, телемедицины. Одним из возможных направлений может стать сотрудничество с Японией в области технопарков.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Также Валерий Язев отметил, что транспортная стратегия России в полной мере учитывает процесс интеграции страны в международную экономику и мировую транспортную систему. Она предусматривает также дальнейшее использование транзитного потенциала России, в том числе и для обеспечения растущих торгово-экономических связей АТР и Европы.

Он отметил, что от идеи продления по территории России европейских транспортных коридоров Россия переходит к единой системе международных и внутренних коридоров. Она должна стать важным связующим звеном между трансъевропейской сетью и азиатскими транспортными коммуникациями, которые находятся в стадии активного развития.

Крупные проекты будут реализованы в полосе Транссибирского транспортного коридора. Это, прежде всего, строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровск, модернизация Транссиба, развитие Северного морского пути.

Валерий ЯзевМы исходим из того, что взаимодействие России и Японии является важным фактором обеспечения стратегической стабильности, региональной и глобальной безопасности.
Алексей Остапов