Новости
Черной может помешать сделке "Русала", "Суала" и Glencore
Экономика | Центральный ФО

Бывший партнер Олега Дерипаски может вклиниться в предстоящую сделку “Русала”, “Суала” и Glencore. Михаил Черной пытается отстоять свои права на 20% акций “Русала” в Высоком суде в Лондоне. Сумма требований может превысить $3 млрд. 

По данным ОАО “Русский алюминий” (“Русал”), 100% акций компании через зарегистрированную на о. Джерси Rusal Ltd контролирует Олег Дерипаска. В 2005 г. “Русал” получил $6,65 млрд выручки, $1,65 млрд чистой прибыли, направил на дивиденды $1,5 млрд.

Как стало известно “Ведомостям”, в минувшую пятницу Михаил Черной подал в Высокий суд в Лондоне иск против своего бывшего партнера — российского миллиардера Олега Дерипаски. Черной требует признать за ним право собственности на 20% акций “Русала” либо компенсацию стоимости этого пакета. В воскресенье вечером иск был вручен Дерипаске в его доме на Belgrave Square в Лондоне, сообщил “Ведомостям” сам Михаил Черной. Связаться с судом газете вчера не удалось. А представитель Дерипаски официально подтвердил, что у адвокатов предпринимателя есть информация о подаче такого иска и она сейчас проверяется.

В иске не указана сумма требований, но Черной пояснил, что это стоимость 20% акций “Русала” исходя из оценки компании к сделке по слиянию с “Суалом” и активами Glencore. Недавно гендиректор “Русала” Александр Булыгин согласился с заключением аналитиков, оценивших Объединенную компанию в $25-30 млрд. Исходя из этого “Русал” стоит $16,5-20 млрд, а 20% его акций — $3,3-4 млрд. Черной говорит, что эта сумма может увеличиться вдвое. “Несколько лет назад Дерипаска выкупил у [Романа] Абрамовича 50% акций "Русала", мы с Дерипаской были партнерами, и часть купленных акций должна была достаться и мне”, — говорит предприниматель.

В середине 90-х Черной и Дерипаска были совладельцами “Сибирского алюминия”, которому принадлежал Саянский алюминиевый завод и другие предприятия, а в 2000 г. акционеры “Сибала” и Абрамович объединили алюминиевые активы и на паритетных началах учредили “Русал”. В марте 2001 г. Черной вышел из капитала “Сибала”, продав свою долю за $250 млн, но одновременно он и Дерипаска подписали договор, по которому Дерипаска должен в течение пяти лет начать реализовывать акции “Русала” третьим лицам, заплатив Черному “сумму, равную (Z*20 — $250 млн), где Z — стоимость 1% акций “Русала”. Черной утверждает, что получил от партнера только $250 млн.

В октябре было достигнуто соглашение о слиянии “Русала”, “Суала” и заводов Glencore, и Объединенная компания должна быть создана до 1 апреля. “Если до тех пор Дерипаска не урегулирует все вопросы со мной, я буду оспаривать ее создание в судах”, — сказал Черной. В Glencore на письменный запрос “Ведомостей” не ответили. Не смог прокомментировать претензии Черного и представитель “Реновы”. А источник из окружения Дерипаски назвал действия Черного шантажом и заявил, что это дело не повлияет на готовящуюся сделку.

Предприниматель, знакомый с Дерипаской, считает, что тот будет судиться с Черным до конца. “Если он до этого не начал договариваться, то не будет делать этого и сейчас, — рассуждает он. — Видимо, он знает, как можно нейтрализовать Черного. Для Дерипаски даже хорошо, что суд сможет расставить все точки над "i" в этом деле, а что касается IPO Объединенной компании, то Дерипаска от его отмены не сильно пострадает, ведь на IPO настаивал не он, а его новые партнеры — Вексельберг и Glencore”.

“Игнорируя требования Черного, Дерипаска создает риски своим новым партнерам по Объединенной компании”, — говорит аналитик “Траста” Александр Якубов. Он напоминает, что Объединенная компания собиралась провести IPO до конца 2007 г., и считает, что судебные разбирательства и связанные с этим риски могут этому помешать. Партнер юридической фирмы “ЮСТ” Артур Рохлин говорит, что компания может делать IPO, указав все риски в меморандуме для инвесторов. А созданию новой компании иск не помешает, считает юрист, ведь решения суда о том, что Дерипаска не рассчитался за акции, нет.