Язев: Под угрозу может быть поставлена энергетическая безопасность страны
Политика
| В России
Председатель Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев выступил на "правительственном часе" в Государственной Думе, куда был приглашен Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко и Председатель Правления РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс.
Ситуация в электроэнергетике – одна из самых горячих тем этой осени.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе комитета Госдумы, Язев отметил, что процессы в отрасли идут не совсем правильно, раз уж в управление ею неоднократно пришлось вмешиваться Президенту РФ. Налицо несоответствие между предложением электрической и тепловой энергии и растущими потребностями российской экономики, жилищно-коммунального хозяйства и населения. В ближайшие 3-4 года дефицит электроэнергии ожидается во всех регионах за исключением Дальнего Востока и Поволжья.
Рост потребления исчерпал резерв мощностей в системе энергоснабжения. Это вводит энергетику в зону повышенного риска технологических отказов и аварий, что показала авария в московской энергосистеме.
Частью проблемы является нерациональное использование энергоресурсов, низкая энергоэффективность экономики.
Энергоемкость ВВП превышает показатель развитых стран в 2,3 раза. Ситуация усугубляется низкой эффективностью генерации со средним КПД 35%, при том что новое поколение установок способно работать с КПД 58% .
Фото: Накануне.ru
"Мы давно ждем от Правительства новую редакцию закона "Об энергосбережении", - заявил Валерий Язев, - Его внесение было обещано нам еще год назад. В декабре должна была быть завершена подготовка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Правительство свою работу не сделало. Теперь мы ждем этого документа в первом квартале следующего года".
По мнению депутата, нельзя управлять энергетикой, не решая вопрос обеспечения генерирующих мощностей топливом. Долю газа в топливном балансе энергетики следует сокращать и развивать иные источники энергии, в первую очередь, уголь и уран.
Говоря об общей оценки хода реформы и действий Правительства в области регулирования, Язев остановился на принципиальном моменте. "Нельзя полагаться только на рынок. Наоборот, в условиях коммерциализации отрасли требуется усиление регулирующих функций государства". Правительству необходимо определиться с темпами либерализации нового оптового рынка электроэнергии. На розничном рынке приступили к работе гарантирующие поставщики. Однако процесс определения списков поставщиков и зон их деятельности идет с опозданием.
Структурная реформа, по мнению Председателя профильного комитета, в целом реализуется успешно. Практически завершен процесс выделения вертикально-интегрированных региональных энергетических компаний (АО-энерго), идет разделение энергоснабжающих организаций. Осуществляется консолидация магистральных и распределительных сетей, оперативно-диспетчерского управления. Закончено создание тепловых ОГК, формируется гидро-ОГК, подходит к концу формирование территориальных генерирующих компаний. Вместе с тем пока нет ясности с конфигурацией межрегиональных распределительных компаний. Правительству совместно с РАО "ЕЭС России" необходимо рассмотреть целесообразность перехода на новые принципы тарифного регулирования таких компаний.
Одной из целей реформы электроэнергетики был рост частных инвестиций в отрасль и модернизация основных фондов. "Однако на практике несколько лет были потеряны для инвестиций, - отметил Валерий Язев, - поскольку все заинтересованные структуры ждали, когда станут понятны новые правила игры".
Также одна из основных провозглашенных целей реформы - снижение роста цен и тарифов. Однако сегодня говорить об этом не приходится. С 1 января 2007 рост тарифов на электроэнергию, по данным Минпромэнерго, составит 10%.
Фото: Накануне.ru
"Необходимо совершенствование тарифообразования, заявил депутат, - Казалось бы, очевидно, что законодательная и исполнительная власть должны здесь работать в тандеме. Но этого не происходит. Так, несколько месяцев назад был принят закон, определяющий сроки установления предельных тарифов на тепло и электроэнергию при принятии бюджета, а необходимого для его реализации правительственного постановления до сих пор нет".
Валерий Язев отметил недостатки в работе Правительства в сфере нормативного обеспечения реформы электроэнергетики.
Большинство пунктов плана этой работы на 2005-2006 годы не выполнены. Так, в частности, не разработаны правила антимонопольного контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии, не разработаны правила предоставления услуг по обеспечению системной надежности в электроэнергетике, не определен порядок формирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения электрической энергии, а также прогнозирования дефицита, не внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов "Об энергосбережении" и "О теплоснабжении".
"Если Правительство и дальше будет так работать, возникнет вопрос о его способности управлять энергетикой после ликвидации РАО ЕЭС. Под угрозу может быть поставлена нормальная работа отрасли, а значит, энергетическая безопасность страны в целом, - заключил Валерий Язев. - Большое количество вопросов, требующих немедленных решений, все еще остаются нерешенными, что не только отрицательно сказывается на темпах реформирования, но представляет непосредственную угрозу надежному снабжению потребителей электроэнергией".