Член совета директоров “АвтоВАЗа”, глава Роспрома Борис Алешин определил, какие проекты автозавода достойны бюджетной поддержки. В ближайшие пять лет государство должно помочь предприятию модернизировать существующие мощности и построить новые по производству автомобилей и двигателей. Эксперты подсчитали, что такая щедрость может стоить государству более $5 млрд.
Сегодня Минпромэнерго и Минэкономразвития должны направить в правительство доклад о мерах по развитию легкового автомобилестроения. Разработать его поручил президент Владимир Путин в ответ на просьбу Алешина о господдержке отрасли. Ведомство Алешина предлагает в 2006-2010 гг. модернизировать действующее производство и построить завод по выпуску новых моделей автомобилей классов В, С, D, кроссоверов и мини-вэнов, пишут "Ведомости".
Через пять лет на этих мощностях должно выпускаться “до 1,3 млн” машин в год, в том числе 450 000 — на новом заводе. Хотя название “АвтоВАЗ” в документе не фигурирует, речь идет именно о нем, признает один из чиновников. Сейчас мощности предприятия составляют 900 000, а недавно Есиповский объявил о планах построить новый завод по производству автомобилей классов В, С, D и SUV мощностью 450 000 в год. В эти же сроки, говорится в предложениях Роспрома, государство должно поучаствовать в разработке и производстве новых двигателей объемом 1,4-1,6 л мощностью до 750 000 шт. в год и объемом 1,8-2,3 л (до 350 000), автоматических коробок передач (350 000) и легкового автомобиля “особо малого класса” (100 000). Кто будет производить двигатели и коробки передач, чиновники не говорят.
Ранее “АвтоВАЗ” объявлял о намерении разработать и поставить в производство новую гамму двигателей объемом 1,1-1,8 л. А единственные в России автоматические коробки передач для легковых автомобилей намерено производить в Калининграде ООО “Кате”. Его гендиректором был Максим Нагайцев, назначенный в январе вице-президентом по техническому развитию “АвтоВАЗа”.
Всем участникам этих проектов Роспром хочет предоставлять госгарантии по кредитам, субсидировать процентные ставки, а также компенсировать расходы на НИОКР, пояснил представитель Роспрома. Сколько может стоить бюджету поддержка автопрома, он не сказал. Аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что только на разработку трех новых платформ и двух семейств двигателей потребуется около $3 млрд и $2,3 млрд соответственно. “Хотя до 2010 г. сделать все это "АвтоВАЗ" не успеет”, — думает она.
Эти идеи могут быть включены в итоговый доклад президенту и правительству, говорят чиновники Минэкономразвития и Минпромэнерго. “У нас нет серьезных противоречий с Роспромом”, — утверждает сотрудник Минпромэнерго. Другой чиновник добавляет, что завод может получить деньги и из инвестфонда, “но только после того, как "АвтоВАЗ" представит бизнес-план и стратегию развития”.
Представители “АвтоВАЗа” и “Рособоронэкспорта” комментировать инициативу Роспрома отказались. А другие производители разочарованы. “Фактически Роспром готов поддерживать лишь проекты “АвтоВАЗа”, — сокрушается сотрудник российской автомобилестроительной компании. Даже новую малолитражку скорее всего будут собирать на “АвтоВАЗе”, а не на выпускающем “Оку” Серпуховском автозаводе (СеАЗ), тревожится президент компании “Автоком” (владелец СеАЗа) Вячеслав Малеев.
В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел 721 500 машин. Выручка по МСФО в 2004 г. – 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 64% акций завода контролируют его же “дочки”. 22 декабря в совет директоров вошли менеджеры ФГУП “Рособоронэкспорт”, Внешторгбанка и руководитель Роспрома Борис Алешин. Совет возглавил замгендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков, а президентом “АвтоВАЗа” стал руководитель департамента “Рособоронэкспорта” Игорь Есиповский.