Белорусская авиация перевооружается быстрее и качественнее российской. Индия продаст Белоруссии 18 истребителей Су-30 К, которые купила у России в конце 90-х. Эти самолеты будут модернизированы на белорусском авиаремонтном заводе и составят основу воздушных сил союзной страны. Стесненная в деньгах Белоруссия демонстрирует в военно-технической политике куда больше здравого смысла, чем Россия, считают эксперты.
О том, что Белоруссия может закупить современные российские истребители Су-30, еще летом прошлого года заявил президент республики Александр Лукашенко. Тогда, по словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, эти планы казались сомнительными из-за большой стоимости самолетов этого типа (порядка $40 млн за единицу). Однако на днях французский журнал Air et Cosmos сообщил, что 18 истребителей Су-30 К, поставленных из России в Индию в 1997-1998 гг., купит Белоруссия. Эту информацию подтвердил менеджер одной из российских авиапромышленных компаний и источник, близкий к ВВС России, сообщает газета "Ведомости".
По мнению Макиенко, стоимость сделки может составить порядка $300 млн. При этом, по словам источника в авиапромышленности, самолеты будут доработаны до стандарта Су-30 КН, который в конце 90-х разработала компания “Русская авионика” (входит в корпорацию “Иркут”), и смогут стрелять по наземным и морским целям высокоточными боеприпасами. ВВС Белоруссии располагают несколькими самолетами Су-27 УБ, которые уже дорабатываются до этого стандарта на авиаремонтном заводе в городе Барановичи, говорит источник.
По словам научного редактора журнала “Экспорт вооружений” Михаила Барабанова, бывшие индийские Су-30 вместе с модернизируемыми Су-27 УБ составят хорошую замену устаревающим фронтовым бомбардировщикам Су-24. Сейчас на вооружении Белоруссии, по данным справочника Military Balance, находится 35 Су-24. Примерно 20-25 Су-30 сменят их в роли “длинной руки” ВВС Белоруссии, способной наносить удары как по морю совместно с российским Балтийским флотом, так и по наземным целям в интересах совместной обороны. Оснащение современными самолетами необходимо, по мнению Барабанова, чтобы иметь противовес 48 истребителям F-16 американского производства, которые собирается купить Польша.
ВВС России получили за последние два года 18 модернизированных истребителей Су-27 СМ, но их реальные боевые возможности уступают Су-30 КН, говорит источник, близкий к ВВС России. Других современных многофункциональных самолетов класса Су-30 МКИ или Су-30 КН в отечественной армии нет. “Российские военные заботятся о состоянии своих ВВС не только меньше индийских или китайских коллег, но и меньше белорусских союзников, хотя у них гораздо более ограниченные финансовые возможности”, — говорит Макиенко.
Контракты на поставку 50 и лицензионное производство в Индии 140 истребителей Су-30 МКИ общей стоимостью в $4,9 млрд были заключены “Рособоронэкспортом” в два этапа в 1996 и 2000 гг. На первом этапе в Индию в 1997–1998 гг. поставили 18 истребителей Су-30 К, которые не могли применять оружие по земле и использовались только в ПВО. Поставки в Индию остальных 32 Су-30 МКИ производства корпорации “Иркут” завершились в 2004 г., и сейчас эти самолеты производятся в Индии по лицензии.