Россия, по прогнозам, в ближайшее десятилетие может построить не менее 1870 танков на сумму около $6,5 млрд. Чтобы получить эти деньги, правительство намерено создать танковый холдинг.
В начале марта американская аналитическая компания Forecast International опубликовала новый отчет под названием "Мировой рынок танков", пишет "Коммерсант". "Несмотря на трансформацию в последние годы характера вооруженных сил, боевой танк останется неотъемлемой частью современной армии на ближайшее будущее",– считают эксперты Forecast International. По прогнозам Forecast International, в 2006-2015 годах в мире будет собрано около 7800 основных боевых танков на сумму более $31,6 млрд.
"Нижний ценовой ряд" составляют танки в ценовой категории ниже $5 млн за штуку. К этой группе относятся российский танк Т-90, выпускаемый ФГУП "Уралвагонзавод" для вооруженных сил РФ, и экспортный вариант Т-90С (поставки в Индию и Алжир), украинский Т-84 (харьковское госпредприятие "Завод имени Малышева"). В тот же ряд попадают созданные по советским лекалам китайский "тип 98/99" (Inner-Mongolia First Machinery Group Co., Ltd.), польский РТ-91 Twardy на базе советского Т-72М (Zaklady Mechaniczne Burmar), иранский Zulfiqar на базе Т-72С (Shahid Kolah Dooz Industrial Complex), пакистанский Al-Khalid (разработан компанией Heavy Industries Taxila при помощи украинских и китайских специалистов) и другие.
По оценкам, количество произведенных до 2015 года в мире машин из "нижнего ряда" будет составлять почти 45% от мирового рынка (3500 единиц) и около 40% по стоимости ($12,6 млрд). Из них на долю только российских производителей придется 1870 танков на сумму $6,5 млрд.
Следует отметить, что российский Т-90, находясь в "нижнем ряду", отвечает большинству требований "верхней" группы. Например, эксперты называют его наиболее защищенным танком в мире. Ряд разработок, серийно устанавливаемых на отечественные танки уже два десятка лет, лишь недавно стал применяться на Западе. Недостатками же Т-90 зарубежные эксперты называют низкое качество сборки, проблемы с запчастями, маломощную двигательную установку и высокий расход топлива. Правда, последние два недостатка уже устранены: для установки на Т-90С прошел испытания дизельный двигатель В-99, на 20% мощнее прежнего и с удельным расходом топлива на 10% ниже.
Кроме танков устойчивым спросом продолжают пользоваться гусеничные бронированные машины, к которым за рубежом относят бронетранспортеры (БТР) и боевые машины пехоты (БМП). По прогнозам экспертов, в ближайшие десять лет в мире будет собрано 14 800 таких легких боевых машин на общую сумму $19,7 млрд. При этом наибольшее распространение получат "модульные" бронемашины, на базе которых путем установки модулей можно создавать технику для выполнения различных задач.
В России из гусеничных бронемашин серийно выпускались только боевые машины пехоты и десанта. Сейчас ОАО "Курганский машиностроительный завод" производит модификации БМП-2 и БМП-3, а ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" – небольшие партии боевой разведывательной машины БРМ-3К "Рысь". В российских вооруженных силах также используются легкие бронемашины – боевые машины десанта. Они производятся ОАО "Волгоградский тракторный завод" и предназначены для десантирования с военно-транспортных самолетов. Однако в настоящее время Генштаб рассматривает возможность их замены более тяжелыми, но более надежными БМП-3. По оценкам, экспорт БМП-2 (средняя стоимость $0,6 млн за штуку) и БМП-3 ($1,7 млн) в ближайшее десятилетие может составить около 1100 машин на общую сумму $1,3 млрд.
Прогноз поставок российской бронетехники нельзя назвать очень оптимистичным. Государственный оборонный заказ пока ограничивается десятками единиц бронетехники: в 2005 году Минобороны приобрело 17 танков Т-90С, десять БМП-2 и три БМП-3. В этом году гособоронзаказ предусматривает закупку 91 Т-90С и модернизацию несколько десятков старых БМП-2. Прогноз экспорта бронетехники на ближайшие годы сводится главным образом к поставке танков Т-90С в Алжир (300 ед.) и в Индию (400 ед.).
Для того чтобы повысить рентабельность предприятий и расширить экспорт бронетехники, сократив внутреннюю конкуренцию, правительством РФ рассматривается возможность формирования двух интегрированных структур: танкового холдинга на основе "Уралвагонзавода" и холдинга легкобронированной техники на базе "Курганмашзавода".
Создание обеих структур столкнулось с большими проблемами. Основными производителями танков в России до конца XX века были "Уралвагонзавод" (Нижний Тагил, Свердловская область) и Омский завод транспортного машиностроения (Омск). Первоначально предполагалось их объединение в рамках одного холдинга. Еще год назад такую идею совместно предложили в Омске министр обороны РФ Сергей Иванов и омский губернатор Леонид Полежаев. "Я сторонник объединения предприятий в крупные холдинги. Минобороны легче работать с одним поставщиком",– подтвердил министр обороны. Однако "Уралвагонзавод" выступил против такого объединения, объявив, что совместная работа заводов невозможна из-за "технологической несовместимости".
Такая реакция нижнетагильцев была вызвана, очевидно, тем, что Минобороны РФ отказалось от заказа омских танков Т-80У и Т-80УК в пользу нижнетагильских Т-90. Кроме того, омский завод долгое время оставался без крупных экспортных заказов. Производство танков на предприятии было остановлено в 1998 году. С 2002 года на заводе введено внешнее управление. В настоящее время "Омсктрансмаш" проходит процедуру банкротства. Видимо, поэтому в ноябре Сергей Иванов в ходе визита на "Уралвагонзавод" уже вел разговор не об объединении двух заводов, а о создании танкового холдинга, что предполагает интеграцию крупнейших предприятий, участвующих в выпуске Т-90.
Не лучшие перспективы и у создания холдинга легкой бронетехники. В сентябре на заседании совета директоров "Курганмашзавода" было принято решение об учреждении некоммерческого партнерства "Бронетанковый холдинг". Предполагалось, что в него войдут все производители легкобронной техники. При этом на КМЗ утверждали, что ни одно из предприятий не будет доминировать в холдинге. Однако тогда не был определен даже перечень предприятий, которые войдут в партнерство. Кроме того, в прошлом году "Курганмашзавод" был приобретен холдингом "Тракторные заводы". После этого производство было разделено на оборонное и гражданское. Оборонная часть КМЗ остается пока без крупных госзаказов.
Столь существенные проблемы в реструктуризации бронетанковой промышленности вряд ли позволят России расширить объемы производства или даже удержаться на имеющихся позициях. Эксперты говорят, что в такой ситуации не исключено жесткое вмешательство в процесс создания холдингов со стороны государства и их деприватизация.