Созданные в ходе энергореформы территориальные генерирующие компании (ТГК) подверглись атаке киберсквотера. Руководитель одной из структур при “Челябэнерго” Владислав Сурменко зарегистрировал на себя 35 доменных имен, похожих на названия ТГК, и выставил их на продажу.
Идея зарегистрировать свободные домены ТГК пришла в голову Владиславу Сурменко в сентябре прошлого года, когда он работал исполнительным директором оптового продавца электроэнергии “Челябинское управление энерготрейдинга”, пишет газета "Ведомости". “Я чувствовал, что они могут пользоваться спросом, и решил зарегистрировать их с целью подзаработать”, — рассказал он “Ведомостям” . Вскоре Сурменко зарегистрировал 35 доменных имен типа tgk-№.ru, tgc-№.ru, tgk№.ru, tgc№.ru для ТГК с № 4 по № 14. Четыре из них он подарил ТГК-10, куда с 1 января этого года перешел на работу на должность начальника управления работы на энергорынке. В пресс-службе ТГК-10 отказались от комментариев.
Остальные доменные имена Сурменко хочет продать и уже ведет переговоры с несколькими ТГК. Для этого он организовал сайт под названием “Территориальные генерирующие компании России”, на котором размещены справка про ТГК, список продающихся доменных имен и логотип, похожий на логотип РАО ЕЭС, — золотое солнце с буквами “ТГК” внутри него. Сурменко не назвал, во сколько он оценивает принадлежащие ему домены.
Усилиями Сурменко без доменов остались ТГК-3, ТГК-7, ТГК-11 и ТГК-12. Согласно базе данных Российского НИИ развития общественных связей ТГК-4, ТГК-6, ТГК-8, ТГК-13, ТГК-14 владеют по одному доменному имени, а три его вариации также принадлежат Сурменко.
В мае прошлого года руководство РАО ЕЭС предписало всем “дочкам” холдинга открыть сайты, напомнила представитель РАО Татьяна Миляева. “Мы не ограничиваем "дочки" в выборе доменного имени. Единственное условие — имя должно быть простым и логичным”, — говорит она, добавляя, что ТГК вряд ли будут выкупать домены у Сурменко, поскольку могут обойтись другими.
Представитель “Мосэнерго” (ТГК-3) Василий Захаров утверждает, что компания не получала предложений от Сурменко и не собирается их рассматривать, если получит. Компания, говорит Захаров, называется “Мосэнерго” и домена mosenergo.ru ей достаточно. Сотрудник пресс-службы ТГК-7 Евгений Корнилов рассказал, что при регистрации домена компании votgk.com он наткнулся на сайт Сурменко, но компания оставила его без внимания. “Если от него поступят конкретные предложения, мы их рассмотрим, но нам эти доменные имена особо не нужны — разве что для их защиты”, — утверждает Корнилов. “Неприятно, что похожее имя его владелец может использовать неизвестно для чего”, — соглашается Александр Супонин, замначальника управления информтехнологий ТГК-4, которая зарегистрировала свое доменное имя в июне 2005 г. По его словам, руководство ТГК рассмотрит предложение о выкупе схожих доменных имен, если получит предложение от Сурменко.
Киберсквотерство в России началось насколько лет назад. Объектами атаки, как правило, становились большие иностранные компании, которые внезапно обнаруживали, что их доменные имена в зоне .ru уже заняты. Eastman Kodak отсуживала сайт kodak.ru у Александра Грундула, а Gillette — gillette.ru. Google Technology, владелец самой популярной в мире поисковой системы, долго не могла зарегистрировать домен в Рунете — ее опередил известный киберсквотер Денис Гледенов. Всем этим компаниям удалось вернуть свои имена в зоне .ru.
Гледенов утверждает, что к нему часто обращаются сотрудники российских компаний с предложением выступить посредником при продаже доменного имени своим работодателям. По его оценке, в случае интереса “дочек” РАО к собственности Сурменко он мог бы заработать до 3000 евро за каждое имя, при том что его регистрация стоит $20. По его словам, работа юриста в случае судебного процесса обойдется компании примерно в ту же сумму, что и выкуп имени. Киберсквотеры тщательно отслеживают события в мире бизнеса и оперативно реагируют на них, говорит п резидент юридической фирмы “Интернет и право” Антон Серго, приводя в пример регистрацию частным лицом имени yukos-sibneft.ru в нескольких вариантах через несколько часов после объявления о слиянии нефтяных гигантов.