Американский концерн Moncrief Oil International не оставил надежд добиться признания своих требований в России. После того как в американском суде компании было отказано в требовании к "Газпрому" восстановить ее право участвовать в разработке Южно-Русского месторождения, она подала новый иск – на сей раз в суд Германии. Ответчиками по иску были определены партнеры "Газпрома" – E.ON и BASF. Moncrief требует от них выплаты компенсации в размере $8 млрд. По мнению юристов, второй иск также будет отклонен: немецкий суд, скорее всего, будет отстаивать интересы немецких компаний.
Южно-Русское месторождение – ресурсная база Северо-Европейского газопровода, его доказанные запасы оцениваются в 700 млрд куб. м. С учетом нынешнего объема ежегодных поставок газа из России в Германию на уровне 40 млрд куб. м это месторождение обеспечит экспорт газа на 15 лет вперед. На Южно-Русском месторождении уже начаты сейсморазведочные и буровые работы, добыча газа намечена на 2008 год. Геологическим изучением и разработкой месторождения занимается ОАО "Севернефтегазпром". Сейчас его мажоритарным акционером (75% голосующих акций) является "Газпром", 25% минус одна акция принадлежит "дочке" BASF – компании Wintershall. В течение ближайших трех месяцев у "Севернефтегазпрома" должен появиться еще один акционер – E.ON, о доле которого компании сейчас пытаются договориться.
Moncrief Oil International пытается стать одним из операторов Южно-Русского месторождения с 1996 года. По версии американской компании, после серии переговоров с "Газпромом" в 1997 году между гендиректором "Запсибгазпрома" (в то время ему принадлежала лицензия на месторождение) Владимиром Никифоровым и президентом Moncrief Ричардом Монкрифом было подписано соглашение о создании совместного предприятия для его освоения. Согласно договоренности, Moncrief должна была получить 20% акций СП в обмен на 120 млн долл. собственных инвестиций и 300 млн долл. привлеченных займов. Также в СП входили Edison Gas Italy (20% акций), МГК "Итера" (9%) и сам "Запсибгазпром" (50%). В феврале 1999 года Edison Gas вышла из проекта, и Moncrief договорилась о получении ее доли. Однако в 2000 году "Газпром" передал лицензию на месторождение ОАО "Севернефтегазпром".
В Moncrief утверждают, что в ноябре 2002 года компания вновь провела переговоры с "Газпромом" о создании СП; они продолжались вплоть до 2004 года, однако никаких договоренностей достигнуто не было. Тогда Moncrief подала иск в окружной суд штата Техас. Компания требовала от "Газпрома" вернуть 40% в проекте разработки месторождения, либо предоставить денежную компенсацию в несколько миллиардов долларов для покрытия прошлых и будущих убытков. Однако 21 марта 2006 г. суд отклонил иск из-за отсутствия свидетельств о фактах наличия систематических и долгосрочных контрактов, а также потому, что дело не попадает под его юрисдикцию – "Газпром" не работает в США.
Однако Moncrief не собирается сдаваться. На днях Ричард Монкриф заявил, что его концерн подготовил новый иск – на этот раз против партнеров "Газпрома" BASF и E.ON, – который направил уже в немецкий арбитражный суд. Компания Moncrief изменила требования и теперь хочет компенсации в размере $8 млрд, пишет RBC daily. Российские отраслевые эксперты, опираясь на рыночную оценку "Газпрома" в $1,8 за баррель нефтяного эквивалента доказанных запасов, оценивают стоимость всего месторождения в $7,9 млрд.
По словам Монкрифа, его компания стала жертвой соглашения между Москвой и Берлином. Глава американского концерна сетовал, что неоднократно извещал немецкие компании о договоренности, согласно которой он должен разрабатывать Южно-Русское первым, однако немцы не обратили на предупреждение никакого внимания. В самой Moncrief и в юридической компании Kelly Hart & Hallman LLP, представляющей интересы концерна, более подробных комментариев получить не удалось. BASF и E.ON от комментариев отказались.
Мнения российских юристов о перспективах дела расходятся. Старший партнер "Центра корпоративной защиты" Роман Паршин считает, что новый иск Moncrief – политическое дело. "У Moncrief нет шанса выиграть его, единственная возможность – давить на "Газпром" политически. Джордж Буш может намекнуть Владимиру Путину, что действия российской газовой компании несовместимы со вступлением в ВТО и что США нужны новые рынки и стабильность энергосистемы", – рассуждает юрист. С ним соглашается партнер ГК "Интеллект" Андрей Николаев-Полыновский, который отмечает, что сейчас сырьевой бизнес находится в руках государства и партнеров выбирает именно власть. "Если суд пройдет на территории Германии, решение будет вынесено в пользу BASF и E.ON: немецкое правительство будет защищать свой бизнес", – поясняет он. Управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян считает, что заранее выбирать победителя сложно. "C уверенностью можно сказать одно: решение немецкого суда будет исполнено на территории Германии, а также и в других странах", – говорит он.