Новости
В госкомпанию по управлению аэропортами может войти екатеринбургский аэропорт "Кольцово"
Экономика | Россия

На роль единой госкомпании по управлению аэропортами России претендует ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ; 100% в госсобственности). Неделю назад Минтранс, разрабатывающий проект такой компании, обратился с соответствующим письмом в Минэкономразвития. Точный перечень активов, которые могут быть переданы МАШ, не определен, однако известно, что речь идет об аэропортах с пассажиропотоком не менее 400 тыс. человек в год, то есть 20 крупнейших в России. Частные совладельцы аэропортов считают, что целесообразнее было бы их приватизировать.

Как рассказали в Минэкономразвития, неделю назад Минтранс обратился в министерство с письмом. В нем предложено рассмотреть инициативу МАШ о передаче в его уставный капитал госпакетов ведущих российских аэропортов и создании на его базе единой операторской госкомпании, сообщает "Коммерсат". Отметим, что двадцатка крупнейших аэропортов России по итогам 2005 года начинается с аэропорта Южно-Сахалинска, который обслужил 535,6 тыс. пассажиров, а заканчивается Домодедово (13,96 млн человек).

Впервые о том, что Минтранс начал разработку проекта создания единой госкомпании по управлению аэропортами, стало известно в июле. Его детали до сих пор не разглашались. Вчера в пресс-службе Минтранса подтвердили, что в качестве площадки действительно может быть выбрано Шереметьево. "Этот аэропорт в стопроцентной госсобственности и является одним из лидеров на рынке",– объясняют выбор в Минтрансе. "Шереметьево формирует стратегию развития и заинтересовано в экспансии на другие рынки. Это обсуждается сейчас с акционерами, но четкого плана пока нет",– сообщили в МАШ. По словам собеседника в Минтрансе, речь может идти о включении в управляющую компанию аэропортов Пулково (Санкт-Петербург), Кольцово (Екатеринбург) и Толмачево (Новосибирск).

Интересно, что полностью государственным является только Пулково, в Толмачево у Росимущества контрольный пакет, а Кольцово подконтрольно группе "Ренова" Виктора Вексельберга.

По словам советника главы Минэкономразвития Германа Грефа Игоря Конькова, министерство предложит МАШ и Минтрансу конкретизировать свое предложение. "Нынешняя стратегия Минтранса и Минэкономразвития предполагает выход государства из аэропортового бизнеса,– замечает господин Коньков.– Однако создание единого оператора, его развитие с последующей продажей потенциально могло бы быть рассмотрено".

Участники рынка из числа частных операторов аэропортов к планам государства относятся осторожно. "В этом вопросе нужно внятное решение,– считает Роман Троценко, президент инвестгруппы 'Промышленное развитие', собственника блокпакета ОАО 'Аэропорт Толмачево'.– По неакционированным аэропортам – да, консолидация. Но если в аэропорту есть частные акционеры, нужно доводить акционирование до конца. Аэропортовый бизнес, где неавиационные доходы могут достигать 80% от общей выручки, высоко конкурентоспособен и идеально подходит для частного бизнеса. Практика показывает, что частные аэропорты развиваются лучше, чем государственные".

Добавим, как отмечают "Ведомости", петербургский “Пулково” и “Аэропорт Сочи” - это федеральные унитарные предприятия, в новосибирском “Толмачево” и самарском “Курумоч” государству принадлежит контрольный пакет. В екатеринбургском “Кольцово” Росимущество владеет 25,5% акций, а красноярский “Емельяново” входит в авиакомпанию “Красэйр”, государственную на 51%. Суммарный пассажиропоток шести аэропортов в 2005 г. составил 9,4 млн человек, а вместе с “Шереметьево” — 21,6 млн, или около 62% от общего пассажиропотока страны.

Укрупнение госактивов — популярная тема среди чиновников. Когда в феврале руководители “Аэрофлота” попросили у государства госпакеты акций пяти крупных авиакомпаний (“Пулково”, ГТК “Россия”, “Дальавиа” (100% у государства), “Владивостокавиа”, “Красэйр” (51%) и “Сибири” (25,5%) в обмен на дополнительные акции “Аэрофлота”, эту идею охотно подхватило Росимущество, предложившее Минтрансу подумать о передаче в капитал “Аэрофлота” всех принадлежащих государству акций. Правда, пока реализация этих планов откладывается.

Цель объединения аэропортов — повышение эффективности управления ими. “Создание единого оператора гарантирует внедрение единых стандартов обслуживания и возможность привлечения серьезных средств для развития как центральных, так и региональных аэропортов, — уверен глава Росавиации Александр Юрчик. — А в перспективе часть акций этой компании может быть размещена на бирже”. Он считает, что единый оператор на базе “Шереметьево” будет стоить дороже разрозненных аэропортов.

За рубежом одному оператору доверяют управление несколькими аэропортами, констатирует аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Он приводит в пример British Airports Authority (BAA), которая владеет и управляет семью аэропортами в Великобритании, включая лондонские Хитроу, Гэтвик и Стэнстед. По мнению президента ассоциации “Аэропорт ГА” Виктора Горбачева, создание единой управляющей компании оправданно, если в одном аэроузле действует больше двух аэропортов. Он напоминает, что еще в 1992 г. предлагал Минтрансу объединить управление Московским авиаузлом, но поддержки не получил. Сейчас он не вполне понимает, почему центром объединения должно быть именно “Шереметьево” — с таким же успехом управляющим можно назначить госпредприятия “Пулково” или “Аэропорт Сочи”. Год за годом “Шереметьево” терял лидерство, ведь ему приходилось обслуживать больше пассажиров, нежели позволяла его пропускная способность.

От услуг “Шереметьево” отказались более 10 авиакомпаний, в том числе British Airways. И в прошлом году благодаря взрывному росту пассажиропотока “Домодедово” обогнало “Шереметьево”. В 2005 г. пассажиропоток “Шереметьево” упал на 5%, а в 2006 г., по прогнозам, снижение составит еще 5,5% — до 11,5 млн пассажиров. “Из-за того что государство не инвестировало в развитие "Шереметьево" и не принимало важных управленческих решений, аэропорт потерял темп”, — констатирует руководитель аналитической службы “Авиапорт” Олег Пантелеев, который сомневается в эффективности выбора “Шереметьево” на роль управляющей компании. В “Ист Лайне”, управляющем “Домодедово”, от комментариев отказались.