Народный артист России Виктор Павлов накануне умер в Москве от сердечного приступа работал в нескольких московских театрах - в "Современнике", в театре Маяковского, а последние 20 лет - в Малом театре. В кино известность актер получил по ролям в картинах "Место встречи изменить нельзя", "Адъютант его Превосходительства", "Майор Вихрь", "Операция Ы и другие приключения Шурика", "Двенадцать стульев" и других, которые принесли ему всенародную известность. Последние время из-за перенесенного инсульта актер не выходил на сцену.
Биография.
Родился 6 октября
Виктор Павлов родился в районе Арбата на Сивцевом Вражке. Детство пришлось на военные годы. Было голодным и холодным. Незабываемое воспоминание тех лет - приход с войны отца - и он, пятилетний мальчишка, обнимает его, вдыхая запах отцовской гимнастерки. Особой любовью Виктора были птицы, страсть к ним он пронес через всю жизнь.
К театру Виктора пристрастил отец, любил его необычайно, и уже в третьем классе он был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом, Вахтанговском... Выступать на сцене начал рано. Сначала занимался в детском районном хоре, потом был школьный драматический кружок. Его первая роль - негритянской женщины - вызвала восторг и безудержный хохот одноклассников.
Семья жила всегда трудно. В
Студенческие годы были счастливейшим периодом жизни. Удивительно творческая атмосфера царила на курсе. И курс был интересный: О.Даль, В.Соломин, Я.Барышев, М.Кононов, М.Фомина...
Театр "Современник", куда попал Виктор Павлов после окончания училища в
Работа актера в кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с искусством таких крупных режиссеров, как С.Ростоцкий, Л.Кулиджанов, Л.Гайдай. Л.Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был не только режиссером, он был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Л.Гайдая В.Павлов сыграл студента-изобретателя Дуба ("Операция "Ы" и другие приключения Шурика") и студента-молодожена ("Двенадцать стульев") - маленькие эпизоды, а запомнились зрителям уже не одного поколения.
Творческая жизнь в "Современнике" не складывалась и в
Признание получили и такие роли артиста, как Дюпон Дюфор ("Бал воров" Ж.Ануйя), Буланов ("Лес" А.Н.Островского) и др. В театре имени М.Н.Ермоловой В.Павлов познакомился и со своей будущей супругой, актрисой Татьяной Говоровой. Она играла главную роль в спектакле "Гусиное перо". На сцене была смешная девчонка, и Виктор не смог устоять перед ее привлекательностью и обаянием. Они вместе вот уже более 30 лет и в их взаимоотношениях по-прежнему присутствует любовь и взаимопонимание.
В
В театр имени Вл.Маяковского (1969-1977 гг.) его привел интерес к режиссерским работам А.А.Гончарова. Творческое общение с крупным режиссером, актерами А.Джигарханяном, А.Лазаревым, С.Немоляевой, Е.Леоновым, В.Самойловым, Т.Дорониной, легендой русского театра М.Бабановой, роли, сыгранные здесь ознаменовали, может быть, один из лучших периодов жизни актера. Героика и комедийность, драматичность и гротеск - так расширился диапазон ролей Павлова на сцене театра имени Вл.Маяковского. Неистовый по темпераменту Стыркша ("Разгром" А.Фадеева), "коммерсант" и пьяница Красавин ("Дети Ванюшина" С.Найденова), человек без морали, опаленный тщеславием Мелет ("Беседы с Сократом" Э.Радзинского) - далеко не полный перечень ролей, сыгранных им.
Особенно любима и дорога актеру роль Санчо Панса ("Человек из Ламанчи" Д.Вассермана и Д.Дэриона). Эта роль пришла к актеру от Е.Леонова, которого Павлов заменил в этом спектакле. У многих в памяти еще был жив образ, созданный известным артистом, но Павлов создал своего Санчо, у которого под внешней грубоватостью деревенского мужика жила верность и трогательная любовь к своему повелителю, вера в добро и справедливость.
За годы работы Павлова в театре и кино у зрителей выработался некий стереотип восприятия актера, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев. Такие персонажи не вызывают положительных эмоций. Да и режиссеры считали Павлова актером отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси. В
Виктор Павлов - актер с почти не меняющимся от роли к роли обликом. От спектакля к спектаклю он никогда не повторяется, что-то меняя, добавляя, каждый раз обогащая роль. Вот только некоторые из ряда интересных ролей, созданных в Малом театре: Ухтищев ("Фома Гордеев" М.Горького), Шпекин ("Ревизор" Н.Гоголя), Репетилов ("Горе от ума" А.Грибоедова), Сомоновский ("Мой любимый клоун" В.Ливанова) и др. Но театралам запомнилась его блистательная работа в роли Шута ("Король Лир" У.Шекспира) - одной из наиболее сложных в мировом репертуаре. Актер создал воистину народный образ средневековой трагедии, шута без шутовства, фигуру драматическую, персонаж, произносящий истины, даже не прячась за профессиональные шутовские приспособления. Казалось, что в Малом театре Павлов, наконец, обрел свой родной дом. Но судьба сделала свой очередной виток...
В театр имени М.Н.Ермоловой пришел главным режиссером талантливый В.Фокин со своей, заманчивой программой привлечения в театр интересных драматургов, с современным, обостренным чувством времени. Он пригласил В.Павлова в свой театр. Шел 1985 год, наступала эпоха перемен, горьких и очищающих журнальных публикаций, покаяния. Хотелось играть в пьесах, созвучных времени. И "Говори..." (пьеса А.Буравского) стала таким спектаклем. Павлов сыграл в ней роль Нечипуренко. Среди работ этого периода: Казмин ("Последний посетитель" В.Дозорцева), Жак ("Второй год свободы" А.Буравского) и др.
Событием театральной Москвы стал спектакль "Спортивные сцены 1981" Э.Радзинского. Это был "звездный" спектакль. Партнерами В.Павлова были Т.Доронина, О.Меньшиков, Т.Догилева. Павлов был одним из лучших в этом ансамбле, обнажив в своем герое Михалеве лик современного мещанина, подчеркнув агрессивную сущность этого персонажа, социально опасного типа.
Не найдя достойного применения своим актерским возможностям, Павлов уходит из театра имени М.Н.Ермоловой и в
Ему были подвластны все жанры, а та палитра красок, которая есть в арсенале артиста, позволила ему создать роли: Ашметьева ("Дикарка" А.Островского и Н.Соловьева), лицемера и ханжи Градобоева ("Горячее сердце" А.Островского), махрового злодея, с обольстительной наглостью, одурачивающего всех и вся Бежеарса ("Преступная мать, или Второй Тартюф" Бомарше), дающие представление о многогранном таланте одного из самых интересных актеров в труппе Малого театра. За роль Градобоева В.Павлову в
За последние несколько лет возникла всегда горькая для актера пауза между ролями. И вот Аркашка Счастливцев в "Лесе" А.Островского, роль, ставшая долгожданной встречей со зрителем. Герой В.Павлова смешон и одновременно трагичен, но отнюдь не жалок. А маска шута - это своего рода самозащита, и как его давний шекспировский Шут - он также талантлив и мудр, той наджитейской мудростью, которая бывает у людей, битых жизнью. А главное, Аркашка Павлова - действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба насущного.
Е.Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды на роль в телевизионном фильме "Майор Вихрь" (
Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме режиссера В.Трегубовича "На войне, как на войне" (
Сейчас трудно представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме С.Говорухина "Место встречи изменить нельзя» (
Виктор Павлович Павлов - Народный артист России (