Новости
Умер народный артист Виктор Павлов. Его особой любовью были птицы…
Общество | Россия

Народный артист России Виктор Павлов накануне умер в Москве от сердечного приступа работал в нескольких московских театрах - в "Современнике", в театре Маяковского, а последние 20 лет - в Малом театре. В кино известность актер получил по ролям в картинах "Место встречи изменить нельзя", "Адъютант его Превосходительства", "Майор Вихрь", "Операция Ы и другие приключения Шурика", "Двенадцать стульев" и других, которые принесли ему всенародную известность. Последние время из-за перенесенного инсульта актер не выходил на сцену.

Биография.

Родился 6 октября 1940 г . в г.Москве. Супруга - Говорова Татьяна Николаевна, Заслуженная артистка России, актриса театра имени М.Н.Ермоловой. Дочь - Александра ( 1967 г .рожд.), врач. Внучка - Наташа.

Виктор Павлов родился в районе Арбата на Сивцевом Вражке. Детство пришлось на военные годы. Было голодным и холодным. Незабываемое воспоминание тех лет - приход с войны отца - и он, пятилетний мальчишка, обнимает его, вдыхая запах отцовской гимнастерки. Особой любовью Виктора были птицы, страсть к ним он пронес через всю жизнь.

К театру Виктора пристрастил отец, любил его необычайно, и уже в третьем классе он был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом, Вахтанговском... Выступать на сцене начал рано. Сначала занимался в детском районном хоре, потом был школьный драматический кружок. Его первая роль - негритянской женщины - вызвала восторг и безудержный хохот одноклассников.

Семья жила всегда трудно. В 1956 г . после окончания 8-го класса Виктор пошел на завод учеником слесаря. Потом стал радиомонтажником и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. Первым театральным педагогом его был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов в драматическом кружке при Доме учителя. Именно он распознал в Викторе актерские способности и поддержал его в решении идти в искусство. В 1959 г . он поступал в Школу-студию МХАТ, в Щукинское, в Щепкинское и собирался даже в цирковое училище. Свой выбор Виктор остановил на Школе-студии МХАТ, куда он был принят. Но Вера Николаевна Пашенная и Николай Александрович Анненков, набиравшие курс, попросили разыскать и передать ему, что его ждут в училище Малого театра. Когда Виктор узнал, какие мастера будут его педагогами, он пришел в училище им.М.С.Щепкина.

Студенческие годы были счастливейшим периодом жизни. Удивительно творческая атмосфера царила на курсе. И курс был интересный: О.Даль, В.Соломин, Я.Барышев, М.Кононов, М.Фомина...

Театр "Современник", куда попал Виктор Павлов после окончания училища в 1963 г ., стремительно набирал высоту, гремел на всю страну.

Работа актера в кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с искусством таких крупных режиссеров, как С.Ростоцкий, Л.Кулиджанов, Л.Гайдай. Л.Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был не только режиссером, он был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Л.Гайдая В.Павлов сыграл студента-изобретателя Дуба ("Операция "Ы" и другие приключения Шурика") и студента-молодожена ("Двенадцать стульев") - маленькие эпизоды, а запомнились зрителям уже не одного поколения.

Творческая жизнь в "Современнике" не складывалась и в 1965 г . Павлов уходит в театр имени М.Н.Ермоловой. Тогда жизнь этого театра определяли актеры старшего поколения: Вс.Якут, Л.Галлис, И.Соловьев... Молодой актер был доброжелательно принят "стариками" и, играя в ансамбле с ними, каждый раз получал уроки актерского мастерства. Здесь В.Павлов сыграл одну из лучших своих ролей - Биверса ("Время и семья Конвей" Дж.Б.Пристли).

Признание получили и такие роли артиста, как Дюпон Дюфор ("Бал воров" Ж.Ануйя), Буланов ("Лес" А.Н.Островского) и др. В театре имени М.Н.Ермоловой В.Павлов познакомился и со своей будущей супругой, актрисой Татьяной Говоровой. Она играла главную роль в спектакле "Гусиное перо". На сцене была смешная девчонка, и Виктор не смог устоять перед ее привлекательностью и обаянием. Они вместе вот уже более 30 лет и в их взаимоотношениях по-прежнему присутствует любовь и взаимопонимание.

В 1968 г . Виктор Павлов уходит из театра имени М.Н.Ермоловой. Все переходы из театра в театр связаны не с трудным характером Виктора Павловича, а по соображениям творческим. Он убежден, что актеру необходима свобода, свобода выбора.

В театр имени Вл.Маяковского (1969-1977 гг.) его привел интерес к режиссерским работам А.А.Гончарова. Творческое общение с крупным режиссером, актерами А.Джигарханяном, А.Лазаревым, С.Немоляевой, Е.Леоновым, В.Самойловым, Т.Дорониной, легендой русского театра М.Бабановой, роли, сыгранные здесь ознаменовали, может быть, один из лучших периодов жизни актера. Героика и комедийность, драматичность и гротеск - так расширился диапазон ролей Павлова на сцене театра имени Вл.Маяковского. Неистовый по темпераменту Стыркша ("Разгром" А.Фадеева), "коммерсант" и пьяница Красавин ("Дети Ванюшина" С.Найденова), человек без морали, опаленный тщеславием Мелет ("Беседы с Сократом" Э.Радзинского) - далеко не полный перечень ролей, сыгранных им.

Особенно любима и дорога актеру роль Санчо Панса ("Человек из Ламанчи" Д.Вассермана и Д.Дэриона). Эта роль пришла к актеру от Е.Леонова, которого Павлов заменил в этом спектакле. У многих в памяти еще был жив образ, созданный известным артистом, но Павлов создал своего Санчо, у которого под внешней грубоватостью деревенского мужика жила верность и трогательная любовь к своему повелителю, вера в добро и справедливость.

За годы работы Павлова в театре и кино у зрителей выработался некий стереотип восприятия актера, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев. Такие персонажи не вызывают положительных эмоций. Да и режиссеры считали Павлова актером отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси. В 1977 г . Павлов возвращается в свою альма-матер, Малый театр, где учился профессии, где хорошо знали его творческие возможности. Теперь он играл на сцене рядом со своими учителями: Н.А.Анненковым, М.И.Царевым и другими корифеями, которые, несмотря на разницу лет, званий, говорили на одном языке - языке Малого театра.

Виктор Павлов - актер с почти не меняющимся от роли к роли обликом. От спектакля к спектаклю он никогда не повторяется, что-то меняя, добавляя, каждый раз обогащая роль. Вот только некоторые из ряда интересных ролей, созданных в Малом театре: Ухтищев ("Фома Гордеев" М.Горького), Шпекин ("Ревизор" Н.Гоголя), Репетилов ("Горе от ума" А.Грибоедова), Сомоновский ("Мой любимый клоун" В.Ливанова) и др. Но театралам запомнилась его блистательная работа в роли Шута ("Король Лир" У.Шекспира) - одной из наиболее сложных в мировом репертуаре. Актер создал воистину народный образ средневековой трагедии, шута без шутовства, фигуру драматическую, персонаж, произносящий истины, даже не прячась за профессиональные шутовские приспособления. Казалось, что в Малом театре Павлов, наконец, обрел свой родной дом. Но судьба сделала свой очередной виток...

В театр имени М.Н.Ермоловой пришел главным режиссером талантливый В.Фокин со своей, заманчивой программой привлечения в театр интересных драматургов, с современным, обостренным чувством времени. Он пригласил В.Павлова в свой театр. Шел 1985 год, наступала эпоха перемен, горьких и очищающих журнальных публикаций, покаяния. Хотелось играть в пьесах, созвучных времени. И "Говори..." (пьеса А.Буравского) стала таким спектаклем. Павлов сыграл в ней роль Нечипуренко. Среди работ этого периода: Казмин ("Последний посетитель" В.Дозорцева), Жак ("Второй год свободы" А.Буравского) и др.

Событием театральной Москвы стал спектакль "Спортивные сцены 1981" Э.Радзинского. Это был "звездный" спектакль. Партнерами В.Павлова были Т.Доронина, О.Меньшиков, Т.Догилева. Павлов был одним из лучших в этом ансамбле, обнажив в своем герое Михалеве лик современного мещанина, подчеркнув агрессивную сущность этого персонажа, социально опасного типа.

Не найдя достойного применения своим актерским возможностям, Павлов уходит из театра имени М.Н.Ермоловой и в 1990 г . возвращается в Малый театр.

Ему были подвластны все жанры, а та палитра красок, которая есть в арсенале артиста, позволила ему создать роли: Ашметьева ("Дикарка" А.Островского и Н.Соловьева), лицемера и ханжи Градобоева ("Горячее сердце" А.Островского), махрового злодея, с обольстительной наглостью, одурачивающего всех и вся Бежеарса ("Преступная мать, или Второй Тартюф" Бомарше), дающие представление о многогранном таланте одного из самых интересных актеров в труппе Малого театра. За роль Градобоева В.Павлову в 1992 г . была присуждена премия Правительства Москвы.

За последние несколько лет возникла всегда горькая для актера пауза между ролями. И вот Аркашка Счастливцев в "Лесе" А.Островского, роль, ставшая долгожданной встречей со зрителем. Герой В.Павлова смешон и одновременно трагичен, но отнюдь не жалок. А маска шута - это своего рода самозащита, и как его давний шекспировский Шут - он также талантлив и мудр, той наджитейской мудростью, которая бывает у людей, битых жизнью. А главное, Аркашка Павлова - действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба насущного.

Е.Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды на роль в телевизионном фильме "Майор Вихрь" ( 1967 г .). Роль Гришанчикова - это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было непросто: приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли за "своего". Следующая встреча с режиссером Е.Ташковым состоялась на съемках телевизионного фильма "Адъютант его превосходительства" ( 1970 г .). В творческой биографии Павлова Мирон Осадчий - роль одна из самых ярких, фигура сложная и противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В.Венгерова "Строговы" ( 1976 г .). В фильме снималась и жена Виктора Павлова Татьяна Говорова в роли Ксюши.

Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме режиссера В.Трегубовича "На войне, как на войне" ( 1969 г .) в роли Гриши Щербака, мужественного, обаятельного, открытого, характера, сдобренного юмором и смекалкой. С именем этого же режиссера связана и другая серьезная удача актера в фильме "Уходя - уходи" ( 1980 г .). Главная роль бухгалтера Сулина написана драматургом В.Мережко специально для Виктора Павлова.

Сейчас трудно представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме С.Говорухина "Место встречи изменить нельзя» ( 1979 г .), запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека. В детстве актер знал, видел таких людей. Рядом с их школой строился комплекс гостиницы "Пекин", где работали такие штрафники, когда-то оступившиеся в жизни, но не забывающие, что есть добро, справедливость, и свой грех готовые искупить. Военная тема для актера - одна из главных. В воспоминаниях военного детства, рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших всю войну, по ролям, сыгранным в кино артистом - эта тема живет в нем всегда.

Виктор Павлович Павлов - Народный артист России (1994 г .), член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов. Он награжден медалью "Ветеран труда" (1989 г .) и "В память 850-летия Москвы" (1997 г .).