Конституционный суд РФ вынес определение, согласно которому автовладельцы, купившие автомобили иностранного производства и не знавшие о том, что их машина была угнана за границей, признаются добросовестными покупателями. Теперь вину такого автовладельца должны доказывать государственные органы. Эксперты считают, что механизм соответствующего доказательства пока не отработан, чем могут воспользоваться настоящие преступники.
"Лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали о незаконности его ввоза на территорию РФ, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление транспортных средств",– сказано в документе. Как рассказала "Коммерсанту" советник Конституционного суда Анна Малышева, причиной вынесения такого определения стала жалоба жителя Нижегородской области Владимира Кириллова, который приобрел автомобиль Nissan Patrol в октябре 2002 года, а в 2004 году попытался снять его с учета. "Местная ГИБДД послала запрос в таможню,– рассказала Малышева,– выяснилось, что паспорт транспортного средства (ПТС) такая машина не получала, а таможенное оформление автомобиль вообще не проходил". В результате ПТС у господина Кириллова изъяли, после чего он обратился в Канавинский суд Нижнего Новгорода о признании действий ГИБДД незаконными. Однако в ноябре 2005 года в удовлетворении иска ему было отказано под предлогом, что статья 15 Таможенного кодекса запрещает эксплуатировать автомобили, не прошедшие таможенный контроль.
После этого господин Кириллов обратился в Конституционный суд с жалобой на эту норму кодекса, и суд ее удовлетворил. "Теперь, если водитель сталкивается с подобными проблемами, его вину должны доказывать государственные органы, а не наоборот",– уточнила госпожа Малышева.
Как рассказали в Московской коллегии правовой защиты автовладельцев, ежегодно с такими проблемами сталкивается несколько тысяч автомобилистов, а по данным ГТК, в России насчитывается около 40 тыс. автомобилей с нарушением таможенного оформления. "Если документ направлен на тех добросовестных водителей, которые являются не первыми владельцами автомобилей, но при покупке автомобиля не знали, что машина была растаможена "криво", то определение пойдет им только на пользу,– прокомментировал документ адвокат коллегии Павел Акутов.– Но не исключено, что определение может помочь и настоящим угонщикам машин легализовывать ворованные транспортные средства. В этом случае доказывать факт недобросовестности покупки будет вынуждено государство, однако механизм этот не отработан".
В Конституционном суде признались, что с определением могут возникнуть и проблемы в регионах. "Хотя законодательная база обновляется быстро, оперативный доступ к ней имеют далеко не все судебные работники,– отметила госпожа Малышева.– Не исключено, что водители из дальних регионов будут иметь проблемы с постановкой автомобилей на учет еще несколько месяцев, пока судьи не проявят к определению интерес". Документ вступит в силу через месяц после официальной публикации.