Правительственные чиновники решили отменить импортные пошлины на высокооктановые бензины. Правда, ощутимых последствий ни для рынка, ни для бюджета от этой инициативы не последует из-за малого размера пошлины и мизерных объемов импорта. Впрочем, чиновники говорят, что стабилизация цен на бензиновом рынке и не входила в их планы.
По данным Минпромэнерго, всего в России производится в год 32,05 млн т бензина различных марок. Из них львиная доля приходится на А-76/80 — 13,6 млн и на А-92/93 — 14,5 млн. Основная масса топлива, произведенного российскими НПЗ, потребляется внутри страны.
Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике на своем заседании 2 августа сочла целесообразным отменить пятипроцентную импортную пошлину на высококачественные марки бензина А-95 и А-98. Это предложение комиссия в ближайшее время внесет в правительство России. Взрывной рост розничных цен в прошлом году был одной из главных проблем правительства. За прошлый год топливо на московских АЗС подорожало примерно на 20%. В конце года правительство договорилось с нефтяниками о замораживании цен на бензин. Но сейчас эксперты предрекают ценам новый скачок — еще примерно на 10%.
Но чиновники своим решением не преследовали цели обуздать рост цен на бензин. “У Минэкономразвития сейчас такая установка, что любые пошлины должны быть не фискальными, а регулирующими, — пояснила "Ведомостям" директор департамента министерства Галина Баландина. — В пошлине на бензин не было никакого смысла: объемы поставок импортного бензина ничтожны, а ее обнуление внутреннее производство точно не задавит”.
По данным информационно-аналитического центра “Кортес”, бензины, о которых идет речь, в Россию поставляются из США, Франции, Финляндии и Норвегии. Импорт из первых двух стран настолько мал, что его трудно учесть в мониторинге. Из Финляндии же финская компания Neste Oy за первые шесть месяцев этого года ввезла в Санкт-Петербург для своих 30 автозаправок 3376 т бензина А-98. Несколько больше импортирует норвежская Statoil, которая владеет сетью АЗС в Мурманской области. За те же полгода она ввезла 189 300 т бензина А-95. Это очень небольшие объемы, если учесть, что в России, по данным Минпромэнерго, за прошлый год было произведено 3,8 млн т бензина А-95 и 93 000 т — А-98.
Аналитик “Кортеса” Людмила Лурье отмечает, что в России уже наметился дефицит высокооктановых бензинов, но отмена импортной пошлины на них вряд ли изменит рыночную ситуацию. Вряд ли ввоз бензина так уж выгоден для импортеров, говорит она, ведь в Норвегии литр бензина стоит более $6, но в России по сопоставимой цене топливо продавать невозможно. А представитель Московской топливной ассоциации добавляет, что бензин А-98, хотя и продается на многих московских заправках, спросом не пользуется, тем более такого спроса нет в провинции. На возобновившийся рост топливных цен отмена пошлины, по его мнению, повлиять никак не может.
“Единственное, что может сделать государство для сдерживания цен на бензин, — это дать указание госкомпаниям, владеющим НПЗ, договориться между собой о сдерживании цен, однако для экономики России это ничего хорошего не принесет”, — говорит начальник аналитического управления “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. А рыночных и объективных возможностей для сдерживания цен на топливо у государства нет, пока налогообложение в России привязано к мировым ценам на нефть, отмечает эксперт.