“Хоум Кредит энд Финанс Банк” создал прецедент: выставил просроченные долги на открытый конкурс. Но до полноценного рынка просроченных долгов еще далеко — банки не спешат расставаться с такими активами, а купить их под силу лишь нескольким коллекторским агентствам.
“Хоум Кредит энд Финанс Банк” (ХКФБ) работает на российском рынке потребкредитования с 2002 г. К 1 апреля c активами в 40,1 млрд руб., по собственной оценке, контролировал более 27% рынка товарного кредитования. Партнерами банка являются 21 000 магазинов в 1150 городах страны. Его региональная сеть насчитывает 57 представительств на территории России. Банк принадлежит международной группе компаний PPF, одной из крупнейших в Центральной и Восточной Европе.
В октябре прошлого года ХКФБ передал взыскание просроченных долгов на аутсорсинг. Подробностей в банке раскрывать не стали, но сообщили, что для работы с просрочкой платежей начали “на определенных этапах взаимодействия с клиентами” привлекать юридические компании и коллекторские агентства. “Целесообразность привлечения аутсорсинга обусловлена увеличением объемов бизнеса и его обширной географией”, — объяснили тогда в пресс-службе ХКФБ.
Теперь приобрести просроченные долги ХКФБ предлагает всем желающим. До 25 августа ХКФБ принимает заявки, а в октябре планирует подписание договора с победителями тендера. Крупнейшие регионы, просроченные кредиты в которых ХКФБ собирается пустить с молотка, — это Москва и область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Башкортостан. Минимальная стоимость лота (объем просроченных кредитов с процентами) составит 15 млн руб. А предлагаться будут кредиты, просроченные более чем на полгода и более чем на год, пишут "Ведомости".
Подобный открытый тендер проводится впервые, считает аналитик “Русрейтинга” Виктория Белозерова и добавляет, что “Хоум Кредит” не только один из немногих банков, раскрывающий показатели просроченной задолженности по кредитам населению, но и лидер по этому показателю. По оценке Белозеровой, на 1 июня просроченная задолженность составляла 28%, достигнув критического уровня.
Основной конкурент ХКФБ — банк “Русский стандарт” работает со своим дочерним коллекторским агентством и пока новых помощников не ищет. “Банк просто не хочет, чтобы кто-либо знал его клиентов. По этой же причине было создано и собственное кредитное бюро”, — признался один из менеджеров “Русского стандарта”.
Подавляющему большинству банков продажа кредитов не нужна, поскольку масштабы просрочки у них несоизмеримо ниже, чем у ХКФБ, уверяет зампред правления банка “Авангард” Валерий Торхов. “Авангард”, по его словам, не продает свои “плохие” кредиты, а отдает их в работу коллекторскому агентству.
Коллеги “Хоум Кредита” не спешат покупать его “плохие” кредиты. Банкам интересны клиенты, длительность просрочки которых не превышает 60 дней — с такими кредитами еще возможна работа, утверждает директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов. Он считает, что тендер должен привлечь внимание коллекторских агентств.
О готовности участвовать в торгах просроченными долгами заявили коммерческий директор Финансового агентства по сбору платежей Александр Морозов, гендиректор “Секвойя Кредит Консолидейшн” Елена Докучаева и директор по развитию бизнеса долгового агентства “Пристав” Сергей Шпетер. Докучаева предполагает, что просроченными кредитами могут заинтересоваться и инвесткомпании, которые отдадут их на обслуживание тем же коллекторам.
Другие сборщики долгов не столь оптимистичны. “Даже если удастся дешево купить, для сбора долгов придется отвлекать огромные ресурсы. Ведь продаваться будут самые плохие кредиты”, — считает начальник отдела по досудебному взысканию компании Ole Consulting Олег Рябоконь. “Скорее всего, это долги людей, у которых действительно нет денег, и выбивать их придется от двух до пяти лет”, — говорит руководитель другого агентства.
О стоимости лотов претенденты говорят неохотно. По мнению одного из них, требования будут проданы максимум за 10% от номинала. Другой предрекает диапазон в 1-3%.
ХКФБ намерен и впредь продавать проблемные кредиты, но их полноценный рынок сложится еще не скоро, предупреждают эксперты. “Нужно повышать эффективность собственной службы. Рынок в России неразвит, и мы считаем нецелесообразным продавать пакеты проблемных кредитов по цене 5-7% от номинала”, — говорит вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко.