Пошлины на импорт самолетов могут быть частично отменены — к таким действиям чиновников подталкивает череда авиакатастроф в российском небе. Это лишь одна из мер, предложенных Минтрансом для повышения безопасности авиаперевозок, со списком которых удалось ознакомиться “Ведомостям”. Под руководством вице-премьера Сергея Иванова это ведомство подготовит программу с целью повышения безопасности авиаперевозок.
Вчера правительство рассматривало вопрос о компенсациях семьям погибших в авиакатастрофе Ту-154 под Донецком. Но обсуждение вопроса вышло за пределы темы. Открывая заседание, премьер-министр Михаил Фрадков поручил своему заму, министру обороны Сергею Иванову курировать работу Минтранса по разработке программы повышения безопасности авиаперевозок. Министр транспорта Игорь Левитин пообещал, что сегодня его ведомство внесет в правительство предложения по совершенствованию безопасности полетов.
Чиновник Минтранса рассказал, что поручение готовить этот документ правительство выдало еще 13 июля, через четыре дня после катастрофы в Иркутске. В первую очередь Минтранс предлагает позаботиться об авиаторах, ведь все беды — от отсутствия современных самолетов, плохой подготовки пилотов и недостаточно жесткого контроля над безопасностью полетов, говорил Левитин на заседании правительства.
Его подчиненные предлагают построить дополнительные взлетно-посадочные полосы в 12 крупнейших аэропортах России, в том числе в “Шереметьево” (принадлежит государству), “Домодедово” (“Ист Лайн”), “Внуково” (мэрия Москвы), питерском “Пулково” (государство), краснодарском (РАИНКО Олега Дерипаски), екатеринбургском (“Ренова”). Еще 10 аэропортов, в том числе иркутский и омский, Минтранс предлагает перенести за пределы городской черты. Чиновник Минтранса отмечает, что государству необходимо вкладывать в инфраструктуру 25-30 млрд руб. в год.
А авиакомпаниям Минтранс готов сделать королевский подарок — отменить таможенные пошлины. Отмена по его замыслу коснется компаний, которые берут самолеты в операционный лизинг (без права выкупа). Хотя его легко превратить в лизинг с правом выкупа, отмечает топ-менеджер крупной авиакомпании. Для этого достаточно купить лайнер на структуру за рубежом, и потом арендовать судно у нее.
С 1993 г. в России действует 20%-ная пошлина на ввоз самолетов (после покупку облагают 18%-ным НДС). Только двум компаниям — “Аэрофлоту” и “Трансаэро” в 1994-1996 гг. удалось получить льготы на ввоз иномарок — в обмен они обещали заказывать российские лайнеры. Квота “Аэрофлота” — 27 лайнеров (периодически он менял их, оформляя в операционный лизинг), “Трансаэро” — 14 (выбрана). Но и эти, и другие перевозчики неоднократно обращались в правительство с просьбой отменить ввозные пошлины и НДС. Чиновники пять лет согласовывают, как это сделать, но решений так и нет. В стране эксплуатируется 200 “иномарок”.
Компании не должны страдать от дефицита лайнеров, замечает гендиректор “Ютэйр” Андрей Мартиросов. Президент профсоюза летного состава России Мирослав Байчук добавляет, что России следовало бы ограничить ввоз иномарок старше 8-9 лет. Такие ограничения сейчас готовит Евросоюз, отмечает он.
Не ясно, будут ли поддержаны идеи Левитина об отмене пошлин, — Фрадков вчера подчеркнул, что решать вопрос только за счет покупки самолетов за рубежом нельзя. Иванов посоветовал обратить внимание на сертификацию запчастей для самолетов и метеообеспечение. Сотрудник Минобороны говорит, что Иванов поддержит большую часть предложений Минтранса. Минтранс учел в своем плане 70% необходимого (другие детали плана изложены во врезке), считает Байчук.
Как указано в проекте предложений Минтранса, это ведомство может предложить создать единую федеральную структуру по контролю за авиаперевозками. Сейчас этим занимаются несколько ведомств, включая Ространснадзор и Росавиацию. Количество инспекторов этой службы должно вырасти на 450 человек, а зарплата им — увеличена. Также Минтранс предлагает увеличить набор абитуриентов в авиационные вузы, профинансировать закупку ими современных тренажеров, модернизировать систему организации воздушного движения, субсидировать из бюджета мероприятия по обеспечению безопасности аэропортов всех форм собственности.