Новости
Якушев выступил на заседании Госсовета. Подробности доклада
Политика | Тюменская область | В России

На сентябрьском заседании президиума Государственного совета Российской Федерации в Сочи был рассмотрен вопрос совершенствования механизмов реализации полномочий региональных органов власти. С докладом на эту тему выступил руководитель рабочей группы, губернатор Тюменской области Владимир Якушев.  

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора Тюменской области, в  докладе, подготовленном рабочей группой, проанализированы  проблемы государственного управления в России на региональном уровне, а также предлагаются конкретные меры по повышению его эффективности.

Как отмечается в докладе, необходимость формирования эффективного механизма реализации полномочий региональными органами власти вызвана тем, что  в последние годы на уровень субъектов федерации переданы значительные исполнительно-распорядительные полномочия, в связи с чем существенно возросла роль регионов в реализации государственной политики.  Сегодня именно от того, насколько эффективна, результативна, прозрачна деятельность региональных властей, зависит жизнь каждого конкретного человека.

Владимир Якушев отметил, что поставленная президентом РФ Владимиром Путиным задача повысить результативность действий исполнительной власти и эффективность использования ресурсов, которыми управляет государство, с одновременным повышением прозрачности системы финансирования, потребует изменения основных принципов деятельности региональных органов государственной власти. "Нам всем сегодня нужно  перейти к результативной модели ее функционирования, суть которой - безусловная приоритетность интересов потребителя бюджетных услуг.  Президент ставит конкретную  задачу - отладить механизмы принятия управленческих решений, четко определив подлежащие достижению результаты; повысить ответственность государственных органов за их реализацию" - считает Владимир Якушев.

Рабочая группа, проанализировав расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, пришла к выводу: в большинстве из них доля текущих расходов неуклонно возрастает, при одновременном уменьшении доли капитальных вложений. Вследствие этого  объекты социальной сферы ветшают, растет аварийность на объектах  ЖКХ,  снижается инвестиционная привлекательность регионов и т.д.

Авторы доклада считают, что  для создания и поддержания в рабочем состоянии современной инфраструктуры долю капитальных расходов необходимо увеличивать. Для этого необходимо проанализировать  текущие расходы; разобраться в эффективности уже имеющихся затрат,   достигнуть оптимального баланса между капитальными и текущими расходами; в целом бюджетом развития,  увеличить инвестиции в инфраструктуру.

В объеме  текущих расходов региональных бюджетов значительную часть составляет заработная плата работников бюджетной сферы. Но, несмотря на рост расходов на оплату их  труда, она по-прежнему в большинстве территорий отстает от заработной платы в экономике.  Данная ситуация, по мнению авторов доклада, обусловлена, в частности, недостатками существующего механизма реализации полномочий, который по-прежнему опирается на унаследованные из прошлого управленческие технологии, в современных условиях весьма неэффективные.

Основные недостатки этого механизма: отсутствие  увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики на средне- и долгосрочную перспективу;  формирование бюджета по "затратному" принципу (затраты планируются от достигнутого уровня); слабость инструментов контроля за эффективностью бюджетных расходов; в непрозрачности бюджетных расходов.

"Преодолеть названные выше недостатки можно,  используя  принцип бюджетирования, ориентированного на конкретный результат – считает руководитель рабочей группы, губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Это можно сделать  за счет более активного использования при формировании бюджета программно-целевого метода. В 2006 году на основе программного метода в целом по стране сформировано лишь 8,5% расходов федерального бюджета, в ряде регионов эту технологию используют гораздо шире – например, в Тюмени, Перми, Твери и  других территориях. Поэтому мы и считаем необходимым внедрить четкую систему показателей эффективности" - отметил он.

Рабочая группа предложила разработать и внедрить в жизнь такой комплексный механизм государственного управления, который позволит повысить эффективность использования ресурсов (финансовых, материальных, кадровых  и др.) и решить ряд неотложных задач.

В систему показателей оценки эффективности деятельности региональных органов власти предлагается включить только те показатели, на которые этот орган влияет непосредственно или в определяющей степени. Это позволит, с одной стороны, проводить сопоставление результатов деятельности региональных органов власти по единой методике, с другой - оценить динамику изменений, происходящих в каждом субъекте Российской Федерации. В этой системе, по мнению рабочей группы, должны  быть отражены такие сферы, как здравоохранение, образование, социальная политика, ЖКХ, жилищное строительство, экономический рост и доходы населения, качество самих бюджетных и административных процедур. Расходы регионов на финансирование этих сфер в настоящее время составляют от 70 до 90% расходной части консолидированного бюджета.

В завершение доклада его разработчики предложили конкретные меры, направленные на повышение эффективности государственного управления на региональном уровне (в разрезе отраслей).

Основные из них - это оптимизация неэффективных текущих расходов внутри отраслей; перераспределение создавшихся резервов средств на решение актуальных задач (например, в социальной сфере – на повышение заработной платы); увеличение инвестиций в инфраструктуру (транспортную, инженерную, телекоммуникационную); создание в социальной сфере системы,  основанной на принципах внутреннего самоконтроля и ориентированной на фактически складывающийся спрос в предоставляемых услугах;  мониторинг системы показателей.

Владимир Якушев отметил, что проводимые сегодня в стране реформы "требуют совершенствования законодательства и определения новых, современных  подходов к планированию и управлению, а так же усиления системы персональной ответственности лиц всех уровней исполнительной власти. И даже изменения в существующей сегодня в стране  системе отчетности. Итогом должен стать  универсальный  механизм исполнения органами государственной власти субъекта РФ любого полномочия, а также  сформированная  система критериев  оценки работы  губернатора, администрации, правительства,  на региональном и местном уровне".

Илья Ненко