“ВСМПО-Ависма” набрала столько контрактов у авиастроителей, что уже не справляется с ними. Корпорация задерживает поставки некоторых деталей в адрес Airbus. Причина задержек — дефицит сырья, утверждают в “ВСМПО-Ависме”. И хотя эта проблема возникла еще при прежних собственниках, решать ее придется “Рособоронэкспорту”, недавно ставшему акционером корпорации.
“ВСМПО-Ависма” — крупнейший в мире производитель титана. В 2005 г. выпустила 21 000 т титановой продукции, из них 70-80% экспортировала. Как стало известно “Ведомостям”, “ВСМПО-Ависма” на 2-4 месяца задерживает поставки некоторых видов продукции Airbus, рассказал газете источник, близкий к европейскому концерну. По его словам, всего “ВСМПО-Ависма” отгружает Airbus 48 видов компонентов (на 2006 г. заказ составляет 2000 т, на 2007 г. — 3000 т), а задержки в поставках касаются лишь заготовок к элементам конструкции крыла (нервюры 4 и 10) и крепления двигателя (кронштейн пилона). Это всего лишь 2-3% всей отгружаемой Airbus продукции, сообщил представитель “ВСМПО-Ависмы”. Но для Airbus, чье производство расписано на четыре года, это все равно болезненно, говорит источник, близкий к авиастроительной компании. “Ведь ежедневно Airbus собирает минимум один самолет, и любой сбой в поставках — сбой всей системы, — продолжает он. — Чтобы решить возникшую проблему, в середине декабря "ВСМПО-Ависму" собирается посетить высшее руководство Airbus”.
Airbus закупает титан и у американской RTI International Metals, и у производителей из Китая и Японии, говорится на сайте корпорации. Если проблемы с поставками из России продолжатся, объем заказов российской компании может быть сокращен в пользу других поставщиков, констатирует собеседник “Ведомостей”. В самой Airbus от комментариев отказались.
Причину перебоев с поставками стороны видят по-разному. Объем заказов у “ВСМПО-Ависмы” превышает мощности штамповочного производства, утверждает собеседник газеты, близкий к Airbus. В итоге титановая корпорация отдает приоритет тяжелым и дорогостоящим компонентам с целью увеличения выручки, жертвуя интересами Airbus, считает он. Менеджер “ВСМПО-Ависмы” возражает, что перебои возникли из-за того, что на предприятии ведется реконструкция.
Директор по правовым вопросам и связям с общественностью “ВСМПО-Ависмы” Артем Кисличенко добавляет, что “ВСМПО-Ависма” испытывает недостаток в сырье для производства металла. Мощности “Ависмы” — 32 000 т титановой губки в год (один из видов сырья) и пока это предел, отмечает Кисличенко. Программа по увеличению мощности до 44 000 т губки в год уже разработана, но пока дефицит сырья “ВСМПО-Ависма” пытается закрывать закупкой титанового скрапа, добавляет он. Импортный скрап “ВСМПО-Ависме” покупать не выгодно — на него установлена экспортная пошлина в 15%, объясняет Кисличенко. А в России цена на скрап выросла с $8-10 за 1 кг в январе до $18-20. Покупать его по такой цене “ВСМПО-Ависма” не хочет и ведет переговоры с поставщиками о закупках по более разумным ценам, добавляет Кисличенко. О проблемах с поставками Boeing он не слышал, а в самом Boeing от комментариев отказались. Кисличенко же подчеркивает, что такая проблема у “ВСМПО-Ависмы” возникла в первый раз и корпорация делает все возможное, чтобы вовремя выполнять свои обязательства перед клиентами.
“ВСМПО-Ависма” и впрямь вовремя не позаботилась о расширении своего сырьевого производства, соглашается вице-президент “Траста” Александр Якубов. При прежних собственниках для финансирования этого проекта компания готовила IPO, но потом Брешт и Тетюхин переключились на войну с “Реновой”, а затем на горизонте замаячила и сделка с “Рособоронэкспортом”, отмечает он. Теперь у корпорации и без IPO есть необходимые для расширения производства губки $100-150 млн, считает Якубов, вопрос в том, собираются ли этим проектом заниматься новые собственники. Представитель “Рособоронэкспорта” отказался комментировать ситуацию.