Новости
"Ренова" ведет переговоры о покупке контрольного пакета угольного месторождения "Эльгинское"
Экономика | В России

Разработкой крупнейшего в России угольного месторождения “Эльгинское” может заняться совладелец “Реновы” и “Суала” Виктор Вексельберг. Предприниматель ведет переговоры о покупке контрольного пакета в компании “Эльгауголь”, которой принадлежит лицензия на разработку месторождения.

“Эльгауголь” владеет лицензией на разработку крупнейшего в России Эльгинского угольного месторождения с запасами 2,7 млрд т угля. Якутии принадлежит 39,4% “Эльгаугля”, РЖД — 29,5%, ЗАО “ВСКК” — 28,8%, “Якутуглю” — 2,4%. На месторождении планируется добывать 30 млн т угля в год. “Ренова” — многопрофильный холдинг, инвестирующий в нефтегазовую, алюминиевую и химическую промышленность, энергетику, машиностроение и т. д. Основным владельцем “Реновы” является Виктор Вексельберг. Совокупную стоимость чистых активов на конец 2005 г. группа оценила в $9 млрд

Как стало известно “Ведомостям”, “Ренова” Виктора Вексельберга ведет с РЖД и Якутией переговоры о покупке контрольного пакета в компании “Эльгауголь”. Об этом рассказал газете источник, знакомый с деталями переговоров. Представитель “Реновы” Андрей Шторх подтвердил интерес предпринимателя к проекту. “Партнер Виктора Вексельберга по "Суалу" Леонид Блаватник уже занимается угольным бизнесом, контролируемой им компании Access Industries принадлежит один из крупнейших в мире разрезов по добыче угля — "Богатырь" в Казахстане, напоминает Денис Нуштаев из ИФК "Метрополь". — Так что для "Реновы" угольный бизнес не будет совсем новым”.

Правда, сейчас добыча угля на месторождении не ведется. Для этого требуется инвестировать в проект около $2,8 млрд, говорит собеседник газеты, а также $400 млн вернуть РЖД за уже построенные в начале 2000-х гг. 60 км железной дороги. Впрочем, эксперты считают, что с финансированием проекта у Вексельберга не должно быть затруднений. Нуштаев отмечает, что стабильный доход предпринимателю приносит ТНК-ВР. В прошлом году компания выплатила акционерам $3,9 млрд. Четверть этой суммы досталась “Ренове”. Но Кирилл Чуйко из “Уралсиба” считает, что Вексельберг, скорее всего, будет искать партнера для разработки Эльгинского месторождения, для того чтобы разделить риски. Ведь неизвестно, что будет с ценами на уголь через несколько лет. В РЖД и правительстве Якутии от комментариев отказались.

Собеседник утверждает, что участием в проекте интересовался и губернатор Чукотки Роман Абрамович. Подтвердить это газете не удалось. В “Миллхаус капитал” от комментариев отказались. А источник, близкий к чукотскому губернатору, отметил, что проект мог бы быть интересен “Евразу”, в котором Абрамович контролирует более 40% акций. В “Евразе” от комментариев отказались.

До сих пор Эльгинским месторождением интересовались “Мечел” и “Алроса”. “Мечел” предлагал создать объединенную компанию на базе “Якутугля” (блокпакет этой компании принадлежит металлургам) и “Эльгаугля”. “Мечел” по-прежнему считает свое предложение перспективным, говорит представитель компании Алексей Сотсков. В “Алросе” от комментариев отказались.

Впрочем, существует и иной вариант. 3 августа на совещании у министра экономического развития Германа Грефа с участием представителей Росимущества, РЖД и правительства Якутии (копия протокола имеется в распоряжении “Ведомостей”) было принято решение выставить на совместный аукцион сразу три пакета: долю Якутии в “Якутугле” (75% минус 1 акция) и “Эльгаугле” (39,4%), а также пакет РЖД в “Эльгаугле” (29,5%). Как рассказал газете источник, знакомый с позицией Минэкономразвития, пакеты Якутии в “Якутугле” предварительно оценены в $850 млн, в “Эльгаугле” — в $150 млн, доля РЖД в “Эльгаугле” была оценена в $100 млн. В протоколе также говорится, что, если до 1 ноября торги не будут объявлены, РЖД может самостоятельно продать свой пакет в “Эльгаугле”.

Топ-менеджер крупной горнодобывающей компании считает, что предложение Минэкономразвития трудно реализовать. “Стоимость единого лота превышает $1,5 млрд, не меньше нужно будет потом вложить в развитие Эльгинского месторождения, это делает проект неокупаемым”, — говорит он.

Первая попытка разработать крупнейшее в России угольное месторождение была предпринята еще в начале 2000-х гг. Тогда предполагалось, что проектом будет заниматься Министерство путей сообщения (МПС) без привлечения частных инвесторов. МПС даже начало строить железную дорогу протяженностью 320 км (построили только 60 км), которая бы соединила месторождение с БАМом. Но в 2002 г. чиновники посчитали Эльгинский проект непрофильным для МПС, и проект был заморожен.