Новости
Пенсионная реформа будет проверена на соответствие Конституции
Общество | В России

Жалобы, касающиеся почти 29 млн россиян, поступят сегодня в Конституционный суд. Оспаривается поправка к закону о пенсионном страховании, лишившая граждан старше 1967 года рождения накопительной части трудовой пенсии.

Закон “Об обязательном пенсионном страховании в РФ”, принятый в декабре 2001 г., определил круг лиц, чья пенсия складывается из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная складывается из страховых отчислений работодателя, зачисленных на индивидуальный счет будущего пенсионера, и дохода от их инвестирования. Гражданину закон позволил распорядиться накопительной частью: либо оставить ее в госуправлении, либо передать в негосударственный пенсионный фонд. Под пенсионную реформу подпадали те, кто, по расчетам законодателя, за оставшееся время своей трудовой деятельности успевал получить прибавку к пенсии: мужчины с 1953 г. р. и женщины с 1957 г. р. В 2004 г. Госдума приняла поправку, и право на пополнение накопительной части пенсии с 1 января 2005 г. осталось только у граждан не старше 1967 г. р.

Возраст граждан, выведенных законодателем за рамки пенсионной реформы (40-50 лет), позволяет говорить, что вне игры оказалась самая активная и хорошо зарабатывающая часть населения, которая действительно озабочена размерами пенсий, — 30-летних это еще не так волнует, говорит автор одной из жалоб, редактор отдела права “Политического журнала” Константин Катанян. Эта поправка, считает он, позволила Пенсионному фонду России увеличить за счет населения долю средств, находящихся в его оперативном управлении: деньги, которые должны были сохраняться на индивидуальных лицевых счетах, теперь идут в страховую часть и покрывают дефицит бюджета Пенсионного фонда, пишут "Ведомости". Получить комментарий в Пенсионном фонде газете не удалось. По данным Госкомстата, число россиян, которые в прошлом году остались за бортом пенсионной реформы, значительно: 28,876 млн человек.

По мнению Катаняна, наложенное поправкой ограничение нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод граждан. Государство фактически разделило граждан на две категории: тех, кому по-прежнему дана возможность увеличить размер своей пенсии, и тех, кто остался за пределами пенсионной реформы и вынужден довольствоваться прежней распределительной системой, говорится в жалобе Катаняна. Другая жалобщица, Лидия Ревенко, добавляет он, получает высокую белую заплату в зарубежной компании и — по результатам первых трех лет работы с негосударственной УК — могла бы рассчитывать на 50%-ную прибавку к пенсии.

В июне Пресненский суд отказал Катаняну в иске к московскому отделению Пенсионного фонда: журналист оспаривал запрет на пополнение индивидуального лицевого пенсионного счета — хотя бы за счет собственных средств. Суд сослался на то, что действующим законодательством возможность пополнения накопительной части пенсии не предусмотрена.

Вряд ли люди старше 1967 г. р. с отменой поправки что-то выиграют, предупреждает председатель комитета Государственной думы по труду и социальной политике Андрей Исаев: около 98% будущих пенсионеров сегодня оставляют право распоряжаться накопительной частью государству, а оно размещает ее в ценных бумагах, дивиденды по которым ниже инфляции. Граждане, подпавшие под действие поправки, ничего не выиграли и не проиграли: накопительная часть была мизерная. “Лоббируя эту поправку в 2004 г., Пенсионный фонд и правительство объясняли, что возник дефицит с выплатой страховой части пенсий, а имеющиеся средства все равно не могли составить серьезных накоплений”, — вспоминает Исаев.

Председатель негосударственного пенсионного фонда Сбербанка Галина Морозова говорит, что, когда новая пенсионная схема только запускалась, на накопительную часть пенсии имели право 40-44 млн человек. После принятия поправки осталась половина, в накопительной части это резко сузило поле, но не число реальных клиентов: 97% граждан по-прежнему надеется на Пенсионный фонд, а размер отчислений в накопительную часть — лишь 2% от зарплаты.

Признание поправки, не соответствующей Конституции, будет иметь скорее социальный характер: мы вернем пенсионной реформе ее целевую аудиторию — еще активно работающих людей в возрасте, соглашается президент управляющей компании “Тройка Диалог” Павел Теплухин.