Сегодня правительство планирует внести в Госдуму законопроект, направленный на борьбу с терроризмом. Документ подготовлен в МВД и одобрен комиссией по законопроектной деятельности. Он предлагает ужесточить ответственность чиновников, своими действиями или бездействием способствовавших теракту. Поправки вносятся в статьи 292 и 293 Уголовного кодекса, карающие за служебный подлог и халатность, а также статью 114 УПК о временном отстранении глав регионов.
Внесение в документы заведомо ложных сведений будет грозить уже не двумя годами лишения свободы, а четырьмя. Наказание за халатность увеличить не предлагается. Зато теперь халатностью будут считать и “существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства”, сообщают "Ведомости".
Серьезные санкции грозят губернаторам. Сейчас президент по представлению генпрокурора может временно отстранять их от должности в случае предъявления им обвинений в тяжком преступлении. По новым правилам достаточно обвинения в любом преступлении (например, в клевете или подлоге). Как говорится в пояснительной записке, такая мера “будет способствовать укреплению вертикали власти, а также окажет дополнительное дисциплинирующее воздействие на указанную категорию должностных лиц”. Авторы законопроекта утверждают, что “в РФ отдельные территории используются для подготовки террористов при фактическом попустительстве должностных лиц, отвечающих за обеспечение общественного порядка”.
Председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников не знаком с такой инициативой и предсказать вероятность ее прохождения не берется. Геннадий Гудков из комитета по безопасности поддерживает идею ужесточения ответственности чиновников. Но, по его словам, “юридическое исполнение вызывает вопросы”: непонятно, как отделить халатность при теракте от прочих случаев, это может привести к необоснованному ужесточению ответственности.
Председатель комиссии по Беслану парламента Северной Осетии Станислав Кесаев сомневается, что ужесточение ответственности всерьез испугает чиновников. По его мнению, самое жестокое наказание для них — запрет занимать должности на госслужбе. К тому же наказание несут, как правило, стрелочники: после Беслана обвинения в халатности предъявили милиционерам из райотделов, а отвечать должен был генералитет, уверен Кесаев.
За инициативой стоит желание силовиков переложить ответственность на региональные власти, полагает директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский. До сих пор назначить губернатора стрелочником было сложно, хотя формально именно губернаторы возглавляют антитеррористические комиссии на местах. Туровский напоминает, что, когда в 2000 г. впервые вводилась норма о временном отстранении губернатора по представлению прокурора, оговорки насчет тяжких преступлений там не было. Она стала результатом компромисса с губернаторами. Возвращение к первоначальному жесткому варианту может свидетельствовать об общем ужесточении региональной политики в преддверии выборов, полагает Туровский.
Из действующих губернаторов фигурантами уголовных дел становились трое: главы Ярославской области, Камчатки и Хакасии Анатолий Лисицын, Михаил Машковцев и Алексей Лебедь. В марте и августе 2004 г. в превышении должностных полномочий обвинены Машковцев и Лисицын, в 2005 г. дела прекращены. В июле 2006 г. по статье о злоупотреблении служебными полномочиями возбуждено дело против Лебедя.