Новости
Правительство Украины вернет пошлину на импорт нефтепродуктов
Политика | За рубежом

Правительство Украины планирует вновь ввести пошлину на импорт нефтепродуктов в размере 20-25 евро с тонны в середине октября. Таким образом власти пытаются поддержать собственную нефтеперерабатывающую отрасль, лишив российских и белорусских экспортеров топлив ценового преимущества. В итоге на Украине могут начаться перебои с высокооктановым бензином.

На Украине работают шесть нефтеперерабатывающих заводов - Лисичанский (контролируется ТНК-ВР), Кременчугский (на его базе создано совместное предприятие с "Татнефтью" - "Укртатнафта"), Одесский (принадлежит ЛУКОЙЛу), Херсонский (владелец - группа "Альянс"), Дрогобычский (другое название - "Галичина", контролирует "Альфа-Нафта" и группа "Приват") и Надворнянский (контролирует группа "Приват"). Мощности украинских предприятий по переработке нефти превышают 52 млн т в год. При этом средняя загрузка предприятий - 40%.

В 2005 году премьер-министр Украины Юлия Тимошенко отменила пошлины на импорт нефтепродуктов. На такое решение правительство пошло из-за разразившегося в стране бензинового кризиса: прежние высокие пошлины - 15-40 долл. за тонну бензина - отпугнули импортеров из России и Белоруссии, а собственные НПЗ не смогли выпускать топливо в нужном объеме. После отмены пошлин перебои с бензином прекратились, но два НПЗ - "Галичина" и Одесский - встали на ремонт. Украинские эксперты тогда отмечали, что это решение было принято из-за того, что их продукция не смогла конкурировать с более дешевым российским топливом.

Вчера министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что пошлины на импорт нефтепродуктов вернутся, сообщает РБК daily. В середине октября официальный Киев планирует установить ставку в размере 20-25 евро за тонну нефтепродуктов. Размер новой пошлины украинские власти считают оптимальной: она позволит местным игрокам модернизировать НПЗ и не отпугнет импортеров.

Украинские нефтяники идею властей поддерживают. "Сегодня нефтепродукты, поступающие из России и Белоруссии, имеют ценовое преимущество по сравнению с украинскими: российские и белорусские НПЗ не платят пошлину на сырую нефть, к тому же экспортные пошлины на нефтепродукты из этих стран существенно ниже, чем пошлины на нефть", - пояснили в "ТНК-Украина".

Импортеры пока сохраняют спокойствие. "После очередного повышения экспортной пошлины импорт нефтепродуктов на Украину стал невыгодным", - сказали в одной из российских нефтяных компаний. По словам представителя Мозырского НПЗ (Белоруссия), на Украину поставляется 11% от общего объема производства. "Завод выпускает автобензины по европейским стандартам, на Украине, где действуют старые ГОСТы, он в большом количестве просто не нужен. Остальное мы продаем в Восточной Европе и США", - пояснил собеседник газеты.

По мнению экспертов, возрождение пошлины может сократить импорт высокооктанового бензина. "Украинские НПЗ пока не в состоянии производить АИ-95 и АИ-98 в нужном объеме", - говорит начальник отдела инвестконсультирования белорусской ИК "Юнитер" Роман Осипов. С ним соглашается исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн, который напоминает, что в последний год ситуация на топливном рынке Украины относительно стабильна именно благодаря наличию импортных поставок нефтепродуктов, несмотря на то что два завода простаивают с лета 2005 года.