Региональные аэропорты остались вне государственных интересов. Такое мнение в интервью Накануне.RU высказал первый заместитель генерального директора ОАО "Аэропорт Рощино" Валерий Коноплёв. Накануне Российский фонд федерального имущества в Тюменской области объявил о проведении аукциона по продаже 100% акций аэропорта "Рощино".
"Государство заинтересовано в аэропортах, которые будут осуществлять перевозки по принципу хаба, в центр этого хаба будут заведены авиационные линии с региональных аэропортов, которые будут осуществлять подвоз пассажиров с населенных пунктов. Однако главенствующая роль, в том числе и основные ресурсы федеральных целевых программ, будут сосредоточены в основных 8-10-ти международных аэропортах-хабах, - рассказал Валерий Коноплёв, - Государство будет вкладывать в развитие аэродромного комплекса, а стратегический инвестор в развитие остальной инфраструктуры: аэровокзалов, транспорта и новые технологии обслуживания пассажиров и пр. А региональные аэропорты, судя по нам, остались за рамками внимания государства".
Значимость того или иного аэропорта определяет Правительство РФ, продолжает Валерий Коноплёв. "Раз оно продает нас, значит считает, что особой значимости нет. Однако мы считаем, что в Тюменском регионе имеем большое значение как региональный аэропорт", - отметил он. По объемам внутренних пассажирских авиаперевозок аэропорт "Рощино" занимает сегодня 12 место среди аэропортов России, 15 место, включая международные перевозки. А среди региональных аэропортов с диапазоном до 1 млн отправок, по итогам 2005 года, признан лучшим аэропортом России и стран СНГ. Аэропорт “Рощино” за 2005 год обслужил 621 тыс пассажиров на внутренних перевозках (прирост 10,3%), с учетом международных - 674 тыс (прирост по международным перевозкам 6%).
"Авиация оценивается сегодня по макроэкономическим моделям, а конкретный, каждый аэропорт не рассматривается. С одной стороны, есть "Рощино", где растут объемы перевозок, есть две базовые авиакомпании и развита инфраструктура, где в отличном состоянии взлетно-посадочные полосы, но при этом федерация считает нужным продать его, как убыточное, как будто нужен частный инвестор. Но все инвестиции, которые вкладывались в развитие аэропорта, выделялись из областного бюджета, а федерация даже не компенсировала эти вложения, хотя аэродромный комплекс находится в федеральной собственности и приватизироваться не будет. А область это [развитие аэропорта] интересует, потому что она обязана выполнять свои полномочия по обеспечению населения транспортными сетями. С другой стороны, есть аэропорт Кургана, от которого два часа езды до Тюмени и примерно столько же до Екатеринбурга, и из федерального бюджета там деньги выделяются", - недоумевает Валерий Коноплёв. При этом он напоминает, что по существующей концепции развития отрасли, подготовленной Минтранспорта РФ, региональные аэропорты должны передаваться в ведение субъекта федерации, а не приватизироваться. "С одной стороны Минтранс и его концепция, с другой Минэкономразвития формирует график приватизации", - констатирует он.
О том, каким частным компаниям может быть интересна покупка аэропорта, Валерий Коноплёв размышлять не стал. Однако отметил, что авиакомпании, по его мнению, участвовать в торгах не будут. "Авиакомпании - очень мобильные хозяйствующие субъекты. Например, у нас базовая авиакомпания “ЮТэйр”, но в то же время у них баз много: зарегистрированы в Ханты-Мансийске, руководство в Сургуте, база технического обслуживания и цена бортпитания, а также часть основных судов находятся у нас, во "Внуково" представительство... То есть авиакомпаниям в конкретные аэропорты вкладываться не целесообразно, и история показала, что они делать этого не будут", - говорит Валерий Коноплёв. По его словам, ни одна из базовых авиакомпаний аэропорта - “ЮТэйр” и "Ямал" - не оказывала ему помощи в развитии.
Напомним, дата окончания приема заявок на участие в аукционе 29 сентября. Торги состоятся 6 октября. Начальная цена акций аэропорта "Рощино" 550 млн руб.