Компания "Ренова-СтройГруп" Виктора Вексельберга начинает строительство крупнейшей в России сети гостиниц. За десять лет компания построит 50 гостиниц класса "три звезды", объем инвестиций в проект превысит $1 млрд. Оператора и соинвестора проекта "Ренова-Стройгруп" планирует выбрать на конкурсе, который состоится через две недели. Им станет сеть Accor или Marriott, прогнозируют участники рынка., пишет "Ъ".
Как рассказал президент "Ренова-СтройГруп" Вениамин Голубицкий, в ближайшие десять лет компания построит 50 гостиниц класса "три звезды" на 200 номеров каждая. Семь из них планируется построить в Москве, остальные – в Московской области, городах-миллионниках и крупных областных центрах. "По ряду проектов мы закончили маркетинговые исследования и переговоры с городскими администрациями. Уже в 2007 году начнется строительство пяти-семи отелей, двух-трех из которых – в столице",– уточнил коммерческий директор "Ренова-Стройгруп" Дмитрий Волков.
Точные адреса и коммерческие детали программы он указывать не стал, отметив лишь, что 30% инвестиций составят собственные средства "Реновы". Управлять сетью будет один из западных гостиничных операторов, который станет и соинвестором проекта, рассказал господин Волков. Конкурс должен состояться в конце января, участвовать в нем, по словам господина Волкова, будут сети Marriott, Accor, Starwood, Louvre, Movenpick и другие. В первых четырех компаниях не смогли оперативно прокомментировать его утверждение, а представитель Movenpick лишь подтвердил заинтересованность сети в российском рынке.
По оценке замдиректора департамента оценки и консалтинга Colliers International Марины Смирновой, инвестиционная себестоимость номера класса "три звезды" – $75-100 тыс. Общий объем инвестиций в проект составит около $1 млрд, подсчитала она. "Учитывая, что "Ренова" ищет не только оператора, но и соинвестора проектов, наиболее вероятно сотрудничество с Accor: сеть перекрывает все сегменты и охотно вкладывается в девелопмент как соинвестор. Еще один претендент – Marriott, который также практикует аналогичные схемы",– полагает госпожа Смирнова.
"Ренова" занимается недвижимостью с 2005 года. Тогда были созданы две дочерние структуры – "Ренова-Девелопмент" и "Ренова-СтройГруп"; в конце 2006 года они были объединены. Крупнейший проект "Ренова-СтройГруп" – квартал "Академический" в Екатеринбурге общей площадью более 9 млн кв. м жилой и 4 млн кв. м коммерческой недвижимости.
"Ренова-Девелопмент" управляет строительными проектами в Подмосковье (около 1 млн кв. м жилья). Кроме того, "Ренова" владеет пакетом акций Multinational Logistic Partnership, в портфеле которой более 1,5 млн кв. м складской недвижимости на территории России.
Сеть отелей "Реновы" станет крупнейшей в России. Сейчас таковой является принадлежащая ИК "Нерль" сеть "Азимут", насчитывающая около 3 тыс. номеров. А после того как будет завершено создание Объединенной гостиничной корпорации, подконтрольной группе "Нафта" и московскому правительству, под ее управление перейдет 4-4,5 тыс. номеров.
Марина Смирнова считает, что "Ренова" выбрала правильную нишу. По данным Colliers International, сейчас в России 300-350 гостиниц класса "три-четыре звезды", кроме того, в стране довольно много гостиниц, которые не проходили сертификацию и не получили аттестацию звездности. Точное число таких гостиниц участники рынка определить затруднились. "Сейчас неудовлетворенный спрос превышает предложение на 15-30%, для насыщения рынка в ближайшие годы необходимо строительство и реконструкция около 200 тыс. номеров",– подсчитала Марина Смирнова.
Гендиректор Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник считает, что инвестиции в гостиничный бизнес в регионах могут оказаться более надежными, чем в торговую или офисную недвижимость. "ТЦ и офисы ориентированы прежде всего на местный спрос, и из-за низкой платежеспособности в регионах проекты становятся более рискованными. А гостиничный бизнес более надежен за счет ориентированности на внешний спрос",– сказал он.
"Ренова" далеко не первый инвестор на российском гостиничном рынке. За последние два года о планах строительства гостиничных сетей класса "три-четыре звезды" уже заявили компании "Ташир", "Сити-отель", "Русские отели", "Бэл-Девелопмент", "Интеко". Однако проекты в гостиничном секторе долго окупаются, предупреждает президент компании "Сити-отель" Николай Шеховцов: "Такие проекты окупаются не менее чем за 7 лет, а в случае передачи отеля под управление оператору этот срок может возрасти до 10-12 лет. В офисной и торговой недвижимости проекты окупаются за 4-5 лет".