Специалисты РАН и РАО забраковали около 30 % учебников Общество
| В России
Порядка 30% учебников, представленных на экспертизу специалистов РАН и РАО, в этом году не прошли ее и были забракованы.
"Из 422 учебников, поступивших на экспертизу, 310 получили положительное заключение, то есть 70% от всех представленных на экспертизу", - сообщил на пресс-конференции вице-президент Российской академии наук Валерий Козлов.
Таким образом, отметил он, 30% учебников были забракованы.
Как сообщает Интерфакс, давая общую оценку поступающим на экспертизу учебникам, он отметил, что с каждым годом их качество становится лучше, однако зачастую в изданиях встречаются грубейшие ошибки и нарушения.
В частности, отметил он, иногда у экспертов складывается впечатление, что учебник, который издательство направляет на экспертизу, до этого никто не читал.
"Например, к нам поступил учебник, две трети которого просто нельзя было прочитать. Видимо, при его подготовке в компьютере произошел какой-то сбой, и вместо букв русского алфавита там был набор странных символов", - отметил он.
В свою очередь, директор Института мировой литературы РАН член экспертной комиссии Александр Куделин отметил, что каждый раз на экспертизу представляются и такие учебники, которые не всегда свидетельствуют о достаточной квалификации их авторов, а когда комиссия отправляет учебники на доработку, порой ошибки исправляются на еще более худшие.
Он привел пример, когда в одном из учебников "Лермонтова называют Юрием Михайловичем, как Лужкова".
Кроме этого, в учебниках литературы встречаются неверные цитаты произведений Есенина, Пушкина и других писателей.
Со своей стороны, директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров отметил, что зачастую в представленных на экспертизу учебниках встречаются грубые искажения фактов, нарушения хронологий событий, периодизации, а также оценки, связанные с субъективным толкованием различных исторических периодов, особенно XX века, а также роли личности.
В частности, отметил он, в одной из книг в главе про период правления императора Александра I рассказывалось о восстании декабристов. Он заметил, что это грубое нарушение, так как восстание произошло после смерти императора, соответственно рассказ о нем должен вестись в главе о следующем историческом периоде.
"Это грубейшая ошибка", - подчеркнул он.
В свою очередь, председатель подкомиссии по физике Олег Крохин также привел примеры грубых, на его взгляд, ошибок в учебниках по точным наукам. "В учебниках часто встречаются изображения молекулы воды, на которых атом водорода показан маленьким шариком, а кислорода - огромным.
На самом же деле атом кислорода вдвое меньше атома водорода", - сказал он. По его мнению, главным качеством учебников должна быть их привлекательность для школьников.
"Учебник не должен быть перегружен, а написан ярким, понятным, образным языком. Этого недостает половине представленных книг", - сказал эксперт.
Со своей стороны, заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина сообщил, что перечень учебников, получивших положительное заключение экспертизы, будет сформирован в конце декабря 2007 года.