Новости
В России не хватает бензина
Экономика | В России

Организации оптовой торговли за неделю сократили, по данным Росстата, продажу бензина на 6,7%, его запасы уменьшились на 4,2%. Продажи бензина марки А-76 сократились на 15,8% (запасы остались на уровне предыдущей недели), продажи А-92 сократились на 2,3%, а его запасы уменьшились на 7,2%.

По данным исследовательского центра "Кортес", за последнюю неделю в среднем по России оптовые цены на топливо увеличились на 1,7%. Всего же с конца сентября дизтопливо подорожало на 13,2%, бензин А-80 - на 4%, А-92 - на 8,6% и А-95 - на 5,8%. Аналитик "Кортеса" Людмила Лурье добавляет, что на свободном рынке товара практически нет.

Тем не менее, на АЗС цены пока растут гораздо медленнее. За последнюю неделю в среднем по России стоимость А-80 и А-92 выросла на 0,7% (0,12 руб./л), дизтоплива - на 2% (0,34 руб./л). Впрочем, во многих регионах подорожание оказалось более существенным: в Петербурге - до 0,7 руб./л, в Оренбурге - на 0,5-1 руб./л, в Челябинске и Хабаровске - до 1,3 руб./л. По мнению Лурье, в ближайшее время розничные цены будут наверстывать отставание от оптовых.

Ситуация на рынке, как рассказал владелец одной из независимых сетей АЗС, угрожающая. По его словам, "высокооктановыми бензинами мы уже торгуем в ноль, а дизелем — в минус". При этом на рынке острый дефицит топлива, распродаются его остатки. "Вертикально-интегрированные компании, занимающие 85% оптового рынка, говорят нам, что топливо у них есть только для своих сетей", - возмущается владелец АЗС. Он убежден, что это сознательная политика, направленная на выдавливание независимых торговцев. В убыток себе, говорит он, торговать никто не будет. Если до 20-25 ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно - на 1,5-2 руб./л - поднимать цены, либо закрывать АЗС.

Представитель "Лукойла" Геннадий Красовский возражает, что "никто никого с рынка выдавливать не собирается", а высококачественного топлива действительно не хватает. За десять месяцев россияне приобрели 1,1 млн иномарок, а новых НПЗ в последние годы никто не строил, рассуждает Красовский. Если пять лет назад лукойловская заправка продавала в среднем 5 т топлива в сутки, то сейчас - уже 8 т. "Надеюсь, что государство найдет способ обуздать оптовые цены, - говорит президент МТА Евгений Аркуша. — Тогда и розничные расти не будут, и разговоры о переделе рынка прекратятся", пишут "Ведомости".