Алексей Кудрин не знает, за что арестован его заместитель Экономика
| В России
Накануне стало известно об аресте заместителя министра финансов Сергея Сторчака. Его обвиняют в попытке хищения денежных средств из бюджета в особо крупных размерах. Эксперты считают, что решения такого уровня принимаются в Кремле, а не в Следственном комитете при Генпрокуратуре, и называют арест Сторчака "демонстративным ударом по главе Минфина Алексею Кудрину". Формальный повод — политическое усиление Кудрина, а реальной целью может быть контроль над Стабфондом, пишет РБК dayli.
Арест заместителя министра финансов Сергея Сторчака произошел в лучших традициях советских времен: случилось это в то время, когда оба его непосредственных начальника уехали в рабочие командировки. В день ареста премьер-министр Виктор Зубков отбыл на переговоры в Париж, а министр финансов Алексей Кудрин — в Кейптаун (ЮАР) на встречу глав министров финансов "большой двадцатки". Сергей Сторчак, отвечающий в Минфине за урегулирование государственных долгов, должен был быть в составе рабочей группы Алексея Кудрина, однако к вылету самолета чиновника не дождались.
В пятницу вечером со ссылкой на источник в финансовых кругах об исчезновении высокопоставленного чиновника сообщило "Эхо Москвы". В этот же вечер пресс-служба Минфина сообщила, что накануне в кабинете Сторчака сотрудниками ФСБ был проведен обыск. В субботу днем руководитель пресс-службы Следственного комитета Владимир Маркин подтвердил эту информацию: Сторчак арестован по подозрению в хищении денежных средств из бюджета в особо крупных размерах.
В рамках возбужденного уголовного дела арестованы еще двое — гендиректор фирмы "Содэксим" Виктор Захаров и председатель совета директоров Межрегионального инвестиционного банка, бывший заместитель министра финансов Вадим Волков. Известно, что Межрегиональный инвестиционный банк является кредитором крупнейших российских судостроительных предприятий. Деловым партнером банка, в частности, является "Рособоронэкспорт". Фирма "Содэксим" входит в число крупнейших клиентов банка наряду с концерном "Ижмаш", ЦМБК "Алмаз" и ВЭО "Зарубежнефть".
Глава российского финансового ведомства Алексей Кудрин дал понять, что известие об аресте подчиненного стало для него неожиданностью. "Мне не совсем понятны аргументы, они мне просто малоизвестны", — отметил Кудрин. По словам министра, Сергей Сторчак много работал, боролся за каждую копейку, за каждый цент, отстаивая интересы России на всех переговорах по долгам, и "был щепетилен по каждой запятой". Кудрин пообещал ознакомиться с делом и осторожно высказал предположение, что "мнение Минфина по оценке этой ситуации будет иметь значение".
Эксперты убеждены, что решения об аресте чиновников такого уровня принимаются в Кремле. Не исключено, что силовой демарш против финансистов связан с усилением влияния Кудрина, который после прихода Виктора Зубкова в правительство поднялся до уровня вице-премьера и отобрал часть полномочий у других ведомств. "Кудрин явно усилился в последнее время, хотя я не думаю, что он может играть самостоятельную политическую роль, но кому-то из групп влияния это показалось чрезмерным", — полагает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.
Кроме того, Минфин управляет средствами Стабфонда. Со следующего года часть его средств будет передана в Фонд национального благосостояния, из которого будут финансироваться различные проекты. Это единственный свободный экономический ресурс, который контролируется исключительно Минфином и которым можно будет распоряжаться при новом президенте и правительстве в 2008 году. Удар по заместителю Алексея Кудрина можно расценивать как конкуренцию чиновников за значительный финансовый ресурс государства.
Справка:
Сергей Сторчак пришел в Минфин в 1994 году в департамент иностранных кредитов и внешнего долга, который в то время возглавлял Михаил Касьянов. Затем в течение шести лет работал заместителем председателя Внешэкономбанка, откуда вернулся в министерство на пост главы департамента международных финансовых отношений. В 2005 году он был назначен заместителем министра финансов. При Сторчаке был полностью погашен долг бывшего СССР перед Парижским клубом на сумму 22 млрд долларов.