Volkswagen официально открыл первую очередь завода в Калуге. На конвейере, который запустили председатель совета директоров немецкого концерна Мартин Винтеркорн и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, уже стояли пять собранных моделей - Skoda Octavia, Octavia Tour и Fabia, а также Volkswagen Passat и Jetta. Именно с их сборки и начнет работу завод.
Volkswagen инвестирует в проект $750 млн, которые синдицирует ЕБРР (в обмен на 20% акций завода). Еще $280 млн вложат поставщики, говорит Винтеркорн. Концерн намерен построить автосборочный завод мощностью 115 тыс. машин в год с перспективой расширения до 150 тыс. Решение о строительстве завода двигателей, под который на чертеже технопарка "Грабцево" отведена отдельная площадка, пока еще не принято, добавляет гендиректор "Фольксваген рус" Фридрих Ленц. Это станет возможным, когда будет потребность в двигателе одной модификации 300 тыс. штук в год.
Пока построен только конвейер на 40 тыс. машин, планируемый объем производства на следующий год - 66 тыс. автомобилей трех моделей. Руководители концерна пока называют только Skoda Oсtavia и Volkswagen Passat.
Но стоимость автомобилей калужской сборки не снизится, рассказал Винтеркорн, ведь сначала завод будет выпускать автомобили из импортных комплектующих методом крупноузловой сборки. Такая ценовая политика позволит концерну вкладывать деньги в развитие, добавляет Ленц.
Это не совсем обычно для российского рынка, констатирует аналитик ИК "Капитал" Михаил Пак, например, Ford Focus российской сборки стоил дешевле, чем импортный. Руководитель направления машиностроения и транспорта компании A. T. Kearney Евгений Богданов добавляет, что без снижения цен реализовать столько автомобилей на российском рынке невозможно, ведь пока машины Volkswagen и Skoda не пользуются сверхпопулярностью у россиян. Volkswagen за девять месяцев нынешнего года увеличил продажи на 61% до 21 859 автомобилей, а Skoda на 105% до 19 444 автомобилей. Эти марки занимают, соответственно, 14-е и 16-е места по объему продаж среди иномарок.
Сегодня седан Volkswagen Passat стоит от 675 060 руб., а хетчбек Skoda Octavia Classic
от 539 000 руб.
"Возможно, Volkswagen рассчитывает часть автомобилей экспортировать из России в страны СНГ", - предполагает Богданов. При локализации производства в России иностранные автопроизводители снижают цены в среднем примерно на 15%, отмечает он. Но для того чтобы после 2009 года продавать в России по 115 тыс. автомобилей в год, даже такой скидки для Volkswagen будет недостаточно, считает Богданов. "Через несколько лет взрывной рост спроса на автомобили прекратится, и производители неизбежно начнут конкурировать по цене", - уверен он, пишут "Ведомости".