Новости
"КЭС" планирует участвовать в строительстве атомных станций на Урале
Экономика | В России

ЗАО "Комплексные энергетические системы" (КЭС) планирует участвовать в строительстве атомных станций в России. Это уже вторая структура Виктора Вексельберга, которая заинтересовалась атомной энергетикой. Первый опыт был неудачным – СУАЛ недавно отказался стать партнером "Росэнергоатома" по второму блоку Кольской АЭС. Отраслевые эксперты сомневаются, что инициатива КЭС будет более успешной. По их оценкам, сейчас частному капиталу вообще не имеет смысла вкладывать деньги в строительство энергостанций стоимостью $1,5-2 тыс. за 1 кВт.

О том, что КЭС ведут переговоры с ФГУП "Росэнергоатом" о совместном проекте строительства атомной электростанции, газете "Коммерсант" рассказал президент компании Михаил Слободин. О какой именно АЭС идет речь, господин Слободин уточнить отказался, добавив лишь, что выбираемые площадки располагаются на Урале. "Совершенно точно, что этот проект не приоритет этого года. Окончательного решения по нему нет",– уточнил президент КЭС. Подтверждают факт переговоров с КЭС и в "Росэнергоатоме", не уточняя, о каких именно АЭС идет речь.

Сама идея участия частного капитала в строительстве атомных станций появилась в процессе одобрения Госдумой реформы атомной энергетики. Одним из важнейших нововведений этой реформы стало разрешение российским юридическим лицам владеть ядерными материалами, установками и пунктами хранения, не имеющими оружейного назначения. Однако речи о том, чтобы дать возможность частным инвесторам зайти в акционерный капитал атомных станций, не идет.

Первым и пока единственным предпринимателем, решившим попробовать строить атомные станции, стал Виктор Вексельберг. Напомним, что еще недавно подконтрольный ему СУАЛ планировал построить вместе с "Росэнергоатомом" Кольскую АЭС-2 и заодно алюминиевый завод поблизости. Предполагалось, что строительство АЭС обойдется СУАЛу в $6 млрд. Компания была готова вкладывать эти деньги в строительство в обмен на обещанные Росатомом фьючерсные контракты по фиксированному тарифу на поставку электроэнергии или с гарантированным дисконтом. Однако на прошлой неделе глава "Росэнергоатома" Сергей Обозов неожиданно признался, что "пока мы ничего строить не будем". Подробности возникших разногласий стороны не раскрывают, признавая лишь, что проект оказался невыгоден для всех.

Что же касается проекта "Росэнергоатома" с КЭС, пока трудно предположить о какой именно атомной станции может идти речь. В последний год на Урале заявлялись три проекта: Белоярская, Южно-Уральская и Башкирская АЭС. Однако Белоярская уже строится, а Южно-Уральской нет в генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики. Поэтому единственным возможным вариантом отраслевые эксперты называют Башкирскую АЭС. "Общая мощность Башкирской АЭС должна составить 3450 МВт,– говорит эксперт-аналитик отдела исследований Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков.– Первый блок на 1150 МВт должен быть введен к 2015 году. Но трудно предсказать, насколько вероятно привлечение частных инвесторов в строительство АЭС в нашей стране, тем более больших станций".

Сомневаются в перспективности совместного строительства и инвестиционные аналитики. "Контроль все равно будет у государства, поскольку, если частных акционеров пустить в акционерный капитал, нужно будет раскрывать закрытую до сих пор информацию о станциях",– считает аналитик ИК "Атон" Дмитрий Скрябин. Как невыгодное для частных инвесторов оценивает строительство АЭС и аналитик Банка Москвы Дмитрий Скворцов. "АЭС требует больших вложений, порядка $1,5-2 тыс. за 1 кВт, то есть без полноценных государственных субсидий такой проект поднять довольно тяжело",– поясняет аналитик. По его мнению, строить столь дорогие станции имеет смысл только тогда, когда можно зайти в акционерный капитал, а "завязываться лишь на долгосрочные договоры поставки электроэнергии без доли в АЭС – довольно туманная перспектива", пишет газета.