Новости
Христенко представил в Госдуме "VIP-проект" для морской державы
Политика | В России

Министр топлива и энергетики Виктор Христенко в ходе выступления на Правительственном часе в Госдуме РФ рассказал о предлагаемых мерах по развитию отечественного судостроения и представил стратегию развития судостроительной отрасли страны до 2015 года. Как отмечается в материалах Минпромэнерго РФ, государство должно поддерживать усилия предприятий, которые направлены на внедрение новых эффективных технологий и выпуск продукции с высокой степенью переработки. Необходима концентрация ресурсов на ряде направлений, где у России имеются реальные предпосылки для успешной конкуренции. И судостроение является именно таким направлением.

С целью обеспечения конкурентоспособности гражданской судостроительной продукции в условиях бума судостроения в мире и загрузкой ведущих верфей мира Минпромэнерго развернута работа по организации государственно-частного партнерства по модернизации производственных мощностей. Условно эта работа – работа с бизнес-сообществом, имеющим интерес в судостроительной промышленности и морском транспорте – названа "ВИП проекты".

Сделанные проработки говорят, что для конкурентоспособного строительства в России крупнотоннажных судов (танкеры, балкеры и газовозы дедвейтом свыше 80 тыс. тонн) в России необходимы модернизация и строительство новых верфей в регионах с развитым судостроением. При этом Минпромэнерго исходит из того, что государство будет готово разделить риски связанные с таким пилотными проектами. Такие проекты могут стать системообразующим фактором дальнейшей консолидации усилий государства и частного бизнеса в этом направлении.

К 2015 году производство гражданской продукции должно составить 34% в общем объеме товарного выпуска (в 2005 г – 26%) при устойчивой тенденции к дальнейшему росту. При этом рост объемов производства отрасли к 2015 г. составит 2,2 раза.

"Меры, направленные на развитие судостроительной отрасли сочетают в себе регулирование – как в общеэкономическом разрезе, так и на отраслевом уровне. С точки зрения промышленной политики важно, что эти два множества зачастую пересекаются. При этом сегодня нужны тонкие, точечные меры – и это характерно как для судостроения, так и для других отраслей промышленности", – считает Виктор Христенко.

Минпромэнерго предлагает внести в действующее законодательство пакет поправок, направленных на развитие судостроительной промышленности (которые можно объединить в условный проект ФЗ "О Судостроении"). Предлагаемые меры разделены на системные, носящие общий характер и применяющиеся во многих сферах промышленности с длительным циклом производства, и специальные, направленные на развитие именно судостроительной промышленности. И те, и другие меры имеют долгосрочный характер, но их принятие необходимо уже на первом этапе реализации стратегии, об этом говорится в сообщении Минпромэнерго.

Как сообщает ТРК Петербург - Пятый канал, деньги Виктор Христенко выделить предлагает большие, но еще больше обещает дивиденды. Только на старт программы выделят почти 50 млрд рублей, потом когда проект заработает, добавят еще в три раза больше. "Будем строить прежде всего высокотехнологичное оборудование для разработки морского шельфа. Нефтяные платформы, скорее всего, будут строить на Адмиралтейских верфях. Это единственное в России предприятие, которое может выполнить заказ такой сложности. Его объем тоже впечатляет – компаниям, которые будут разрабатывать шельфы нужно 40 платформ для добычи нефти и газа. Стоимость каждой вышки с самым современным оборудованием – больше миллиарда долларов. По глобальному проекту развития в России будут созданы три зоны крупного судостроения. Депутаты и министр уже определили, откуда начнется полномасштабное возвращение России на морские рубежи", - сообщил в эфире телеканала Христенко.

Мартин Шаккум, председатель комитета ГД РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям: "Первая будет в Петербурге, вторая на Дальнем Востоке и третья – на Севере, на базе объединения Севмаш. В Петербурге будут не только строить, но и проектировать. Крупнейшие конструкторские бюро Рубин и Малахит, по словам Мартина Шаккума, объединятся в инжиниринговую компанию. Именно она займется проектированием всех подводных лодок. На Охотном ряду рассчитали планы почти на десять лет вперед – проект закона, который его бы оформил, уже положен в законодательный портфель Государственной Думы. Борис Грызлов уже пообещал, что его рассмотрят без всяких проволочек".