Новый вице-премьер российского правительства Сергей Нарышкин пользуется режимом наибольшего благоприятствования со стороны экспертного и медийного сообщества. На недавнем совещании в Кремле замглавы президентской администрации Владислав Сурков порекомендовал политологам воздерживаться от резких оценок Нарышкина и его деятельности.
Возможно, Кремль приступает к информационной раскрутке Нарышкина, который со временем может потеснить и Дмитрия Медведева, и Сергея Иванова в роли преемника, считает газета РБК Daily.
По мнению заместителя гендиректора Центра политтехнологий Алексея Макаркина, "сейчас Путин выстраивает систему сдержек и противовесов, которая бы ограничивала возможности следующего президента и позволяла ему самому сохранить функции арбитра после ухода с президентского поста". В этой системе Нарышкин может стать ключевой фигурой, более значимой, чем "ястреб" Сергей Иванов и "либерал" Дмитрий Медведев. На протяжении последних лет Нарышкин был одним из "серых кардиналов" правительства, куратором многих значимых реформ: миграционного законодательства, перераспределения функций таможенных органов. Он курировал раздел полномочий между таможней и МЭРТ, тему приватизации "Связьинвеста", подготовку законопроекта об ограничении иностранных инвестиций в отрасли экономики, признанные стратегическими. Он входит в совет директоров "Роснефти", а недавно Нарышкин был введен в совет директоров "Газпрома". Являясь правой рукой премьер-министра, Сергей Нарышкин политически ближе к президенту, чем сам Михаил Фрадков.
На близость к президенту указывают и некоторые факты биографии Нарышкина. Примерно в одно и то же время они работали на схожих должностях в мэрии Санкт-Петербурга — главной кузнице кремлевских кадров. Карьера обоих резко пошла вверх после назначения в администрацию президента. И если Путин стартовал в президенты с должности премьера, то Нарышкин, получив пост вице-премьера, может потеснить Михаила Фрадкова в любой удобный для Кремля момент.
"Я бы не удивился, если бы Нарышкин стал преемником, тем более что критиковать его пока не за что в отличие от Медведева или Иванова", — полагает глава Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. И делает оговорку, что эксперты и журналистское сообщество поставлены в условия, когда они вынуждены додумывать то, что зависит только от одного человека в этой стране. "Ситуация меняется каждый месяц. Завтра президент подарит коробку конфет Сердюкову, и все сделают вывод, что он и есть преемник", — иронизирует г-н Симонов. По словам эксперта, чем быстрее президент определится, тем лучше для страны: "Бизнес не хочет вкладываться в долгосрочные проекты, не зная имя сменщика. Конечно, Путин и после марта 2008 года найдет себе место, занимая которое он сможет влиять на принятие большинства решений, связанных с развитием бизнеса, но у нового президента тоже будет возможность для маневра".
Не все эксперты разделяют точку зрения насчет Нарышкина-преемника. По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, стремительная карьера Нарышкина скорее всего увенчается премьерским креслом после выборов 2008 года, пишет газета.