Виктор Христенко обсудил с представителями японской компании "Исузу" перспективы сотрудничества в автомобилестроении. Как напомнил в начале встречи Виктор Христенко, "несколько лет назад, когда российское правительство обсуждало будущее российского автопрома, мы столкнулись с несколькими существенными проблемами". Основными из них были технологическое отставание собственного производства и резкое увеличение доли импортной техники, зачастую подержанной. "Все это сопровождалось стремительными темпами внутреннего рыночного потребительского спроса", - подчеркнул министр. Ситуация требовала незамедлительного вмешательства и конкретных мер по изменению рыночного тренда.
"Чтобы реализовать стратегию, у нас было два варианта, – отметил Виктор Христенко, - найти где-нибудь сарай, запереться там и начать изобретать там велосипед, в качестве нового автомобиля, либо найти партнера-технологического лидера, который готов разделить риски".
"Поэтому в целях развития отечественного автомобилестроения мы оперативно разработали комплекс мер, который основывался на режиме "промышленной сборки", - пояснил Виктор Христенко. – Потенциальные инвесторы - в лице мировых автомобильных брендов - не заставили себя долго ждать и пришли в Россию с собственными производствами и новейшими технологиями".
Говоря о привлечении технологических ноу-хау и сопутствующей локализации, как о приоритетных направлениях развития автопрома, глава Минпромэнерго России выделил пример компании "Северсталь-авто", "которая выступает основным стратегическим инвестором и выражает активную заинтересованность в том, чтобы реализовывать всю палитру мер, которую определило правительство в рамках промышленной политики в автопроме". Это обеспечивает не просто усиление позиции на рынке, но и привлечение технологий, формирование собственной компетенции в России. В этом плане становится понятным решение компании "Северсталь-авто" начать разворот в сферу грузового коммерческого сектора. Министр обозначил хорошие перспективы сотрудничества российской компании и "Исузу", которая, по словам министра, является "надежным партнером, с образцовым уровнем компетенции", сообщает пресс-служба Минпромэнерго РФ.
Подводя итоги встречи, Министр промышленности и энергетики РФ вкратце обрисовал японским коллегам ситуацию на российском автомобильном рынке и выделил несколько пунктов, характеризующих тенденции развития автопрома.
- Локализация и трансферт технологий. Министр напомнил о минимальном уровне локализации производства, который должен выполняться. При этом он подчеркнул, что некоторые проекты, в том числе "Северсталь-авто" и "Исузу", будут соответствовать гораздо более высокому уровню локализации. Формирование производственного сектора и рынка автокомпонентов обеспечит импульс развитию смежных отраслей промышленности - металлургии, химии, легкой промышленности и других отраслей. Министр заверил японских коллег, что реализация в России планов автопроизводителей не останется без внимания металлургов, химиков и они будут «подтягиваться» под тот уровень, который предъявляет новый автопром. Виктор Христенко также подтвердил заинтересованность в переносе производства сложных узлов на территорию России и координации работы автопрома с другими отраслями.
- Технические требования. Министр пояснил, что сфера технического регулирования в России только создается. Трансформация, постепенное коренное изменение системы из тысяч устаревших стандартов происходит для того, чтобы обеспечить один принцип регулирования, как и в других странах. Как напомнил Виктор Христенко, первый технический регламент был принят по требованию к экологичности автомобильного двигателя. "Его обсуждение длилось один год и девять месяцев", - подчеркнул Христенко. В соответствии с этим техрегламентом, с 1 января следующего года транспортные средства должны будут соответствовать классу ЕВРО-3, а с 1 января 2010 года нельзя будет выпускать двигатель ниже уровня ЕВРО-4. Министерство также заканчивает разработку техрегламента по требованиям к топливу и безопасности автотранспортных средств. Виктор Христенко отметил, что эти требования не являются новыми для японских компаний, так как "Россия опирается на гармонизацию требований со стандартам в других странах".
- Расширение границ рынка. Рынок стран СНГ еще далек от насыщения, что обеспечит постоянно возрастающий спрос, в том числе и для коммерческого транспорта. Открытие новых производственных площадок в России позволит инвесторам обеспечить присутствие и на этих достаточно привлекательных развивающих рынках.