Новости
АРПП: В распространении газет и журналов по подписке имеются серьёзные проблемы
Политика

В распространении газет и журналов по подписке имеются серьёзные проблемы и противоречия. Об этом говорится в распространенном заявлении АРПП.

В последние годы происходило снижение подписных тиражей в среднем на 2-3 процента в год. Негативно сказывались на объёмах подписки высокие конечные подписные цены напрямую зависящие от высоких тарифов по доставке, длительное прохождение подписных изданий до подписчиков, несовершенство подписных технологий, устаревшие маркетинговые инструменты и т.д.
Но в результате осуществляемых мер уже в 2006 году появились первые признаки оздоровления обстановки на рынке подписки. Тиражи, собранные почтой на второе полугодие 2006 года, выросли на 0,4 процента. На днях стали известны окончательные итоги подписки на первое полугодие 2007 года, которые свидетельствуют о продолжении роста физических тиражей подписки. Подписной тираж, собранный почтой на первое полугодие 2007 года, вырос на 4,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий подписной оборот увеличился практически на 9 процентов и составил 7,1 миллиарда рублей.
Ещё в октябре 2005 года руководство Ассоциации направило письмо Президенту РФ Владимиру Путину, в котором был рассмотрен круг вопросов, связанных с функционированием института подписки в России. В письме предлагалось принять Федеральную целевую программу развития подписки на периодическую печать. Высказывалась просьба рассмотреть возможность оказания на федеральном уровне бюджетной поддержки институту подписки путём частичного финансирования доставки подписной печатной продукции на всей территории Российской Федерации.
Члены ассоциации однозначно положительно оценивают тот факт, что руководство страны в лице Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева придаёт всё большее значение проблемам реформирования подписного сегмента рынка распространения периодических печатных изданий по подписке.
Предварительный анализ даёт основания полагать, что подготовленные в федеральных ведомствах предложения в основном способны оздоровить деятельность института подписки. В первую очередь это относится к предложениям о порядке установления оптимальных, "щадящих" тарифов по доставке печатных изданий по подписке с возможностью открытого и публичного их обсуждения с издателями и распространителями.
Столь же позитивно можно оценить предложения о субсидировании за счёт федерального бюджета распространителей, работающих с подписными тиражами, об установлении нулевой стоимости доставки подписных изданий на региональных маршрутах от региональных объектов обработки непосредственно до подписчиков.
Наряду с этим целесообразность принятия некоторых инициатив представителей госорганов вызывает большие сомнения, прежде всего с экономической точки зрения. Характеризуя, и не без основания, ФГУП "Почта России" как естественного монополиста в области экспедирования и магистральных перевозок, авторы поправок к законодательству предлагают наделить почту дополнительными непрофильными функциями. В частности, речь идёт о том, чтобы вменить "Почте России" обязанность предоставлять непосредственно издателям услуги по приёму и обработке заказов на подписку.
В России 60 тысяч изданий и понятно, что работа с ними, ведение договорных кампаний дважды в год, издание каталогов и прочее, является, по сути, в современных рыночных условиях обременительной и непрофильной для почтовиков функцией. Кроме того "Почта России" в данный момент не располагает необходимыми финансовыми, организационными, производственными, людскими ресурсами для того, чтобы взять на себя, как предлагают авторы поправок к действующему законодательству о СМИ, всю работу по приёму и обработке подписных тиражей по всей стране.
Реализация данного предложения ставит под сомнение существование общефедеральных и местных альтернативных подписных агентств. Почта помимо безраздельного доминирования в сфере логистики может превратиться ещё и в монополиста в сегменте приёма подписки. Произойдёт разрушение конкурентной среды, увольнение значительного числа работников, занятых в подписных агентствах.
АРПП со своей стороны готова участвовать в процессе реформирования и совершенствования института подписки.