Правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева утвердила концепцию передачи в собственность церкви имущества религиозного назначения, поручив Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект к апрелю. Разработчики проекта из МЭРТа не скрывают, что, получив имущество в собственность, церковь получит "широкие коммерческие возможности". Ограничивать их должны лишь подготовленные МЭРТом поправки в закон "О свободе совести", которые обяжут церковь в своей предпринимательской деятельности следовать исключительно религиозным целям.
Как сообщает "КоммерсантЪ" Церкви предлагается передать в собственность имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном бессрочном пользовании. Речь идет не только о культовых зданиях и сооружениях с относящимися к ним земельными участками, но и о внутреннем убранстве церквей, включая предметы, необходимые для совершения богослужения.
Для получения имущества в собственность религиозная организация обязана будет подать в Росимущество заявку и пакет документов, утверждаемый правительством (среди них, к примеру, кадастровый план земель и экспертиза историко-культурной ценности объектов движимого и недвижимого имущества). В случае, если церковь захочет приобрести "непрофильные" объекты, например, пекарню или церковно-приходскую школу, ей придется обосновать, что они "по территориальному, архитектурному и функциональному признакам неразрывно связаны с объектами религиозного назначения". Экспертизу объектов Росимущество будет проводить совместно с Роскультурой и Росохранкультурой.
По планам разработчиков проекта, в собственность церкви не смогут поступить особо ценные объекты – например, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (например, храм Василия Блаженного или храмовый ансамбль Московского Кремля; всего таких объектов около 20).
В документе предусмотрена ситуация, когда на одно и то же имущество претендует несколько религиозных организаций. Для этого закон требует подавать предварительные ходатайства на приобретение имущества: религиозная организация должна будет пояснить, по каким историческим или другим причинам имеет на него больше прав. А до принятия решения, кому достанется победа в "конкурсе", государство не имеет права отчуждать передаваемое имущество.
Между тем в МЭРТе опасаются, что при определенном давлении со стороны церкви раздача имущества может приобрести глобальный размах и церковь станет одним из крупнейших земельных и имущественных собственников.
Кроме того, в МЭРТе убеждены, что церковь не преминет воспользоваться новыми коммерческими возможностями, "меняя функциональное назначение приобретенных в собственность религиозных объектов в целях предпринимательства". Ответственный секретарь правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Андрей Себенцов считает, что "опасения МЭРТа не обоснованы": "Традиционные религиозные организации свои культовые здания не используют не по назначению. А у нетрадиционных и зданий-то таких нет".
Зато о коммерческом интересе в получении имущества открыто говорят представители других конфессий. "Мы не исключаем того, что часть своих помещений можем использовать в коммерческих целях, но это не касается молитвенных залов,– говорит председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган.