Новости
Назарбаев доторговался с Фрадковым до отказа допустить поляков к нефтедобыче
Экономика | В бывшем СССР

Во время официального визита в Казахстан премьер Михаил Фрадков попытался уговорить президента Нурсултана Назарбаева не развивать инфраструктуру экспорта нефти в обход России. Подписание договора о гарантиях транзита казахской нефти на пять лет и отказ Казахстана допустить польские компании к нефтедобыче говорят о том, что, по крайней мере частично, ему это удалось, сообщает "КоммерсантЪ".

В пятницу премьер Михаил Фрадков совершил в Казахстан официальный визит, главной темой которого были переговоры о транзите казахской нефти. России и Казахстану удалось подписать протокол, по которому на пять лет закреплен объем транзита казахской нефти через трубопровод Атырау–Самара на уровне 15 млн тонн. Заметим, что на 18 апреля запланирован еще один визит российского премьера в Астану для участия в саммите стран ЕврАзЭС.
Одновременно с Михаилом Фрадковым в Астане находился президент Польши Лех Качинский, совершавший тур по Казахстану и Азербайджану. Он пытался уговорить прикаспийские государства участвовать в поставках углеводородов в Польшу в обход России. Сегодня Польша на 98% зависит от российских энергоносителей, и господин Качинский не скрывает, что намерен диверсифицировать эти поставки. На энергетическом саммите в Варшаве 11-12 мая 2007 года он намерен уговорить президентов стран–производителей нефти (Казахстан и Азербайджан) и транзитеров (Грузии и Украины) реализовать проект по продлению нефтепровода Одесса–Броды до Плоцка и Гданьска. Эксплуатация трубопровода Одесса–Броды–Гданьск может начаться уже в 2011 году.
Киев и Тбилиси проект уже поддержали, но без поддержки Астаны и Баку он теряет смысл.
Астана в последнее время ищет возможности для расширения своего нефтяного экспорта в Европу. По словам Нурсултана Назарбаева, к 2015 году Казахстан удвоит добычу нефти с 63 млн до 130 млн тонн в год. В пятницу господин Назарбаев заметил, что проект "Одесса–Броды–Гданьск является хорошей альтернативой". Однако он может увеличить стоимость транзита для казахской нефти. По словам господина Назарбаева, "плата за транспортировку составит $58 за тонну, что на $24 выше, чем сегодня". Поэтому на встрече с Михаилом Фрадковым Нурсултан Назарбаев откровенно торговался, заявив, что "первая проблема – это объем нефти, который надо подать на Одессу–Броды". По его словам, дефицит может появиться, если КТК увеличит свою пропускную способность до 40 млн тонн.
Высокопоставленный член российской делегации заметил на переговорах, что "если расширить КТК, то вся нефть пойдет на Босфор и Дарданеллы, а там и без того перегруз". В качестве альтернативы было предложено увеличить объемы прокачки казахской нефти по трубопроводам, принадлежащим "Транснефти", до 20-25 млн тонн в год (в 2006 году она составила 18,1 млн тонн).
Михаил Фрадков в Астане никаких однозначных ответов по поводу роста экспорта казахской нефти не дал. Однако, подписав меморандум о транзите нефти по трубопроводу Атырау–Самара, он впервые дал долгосрочные гарантии, что этот объем точно не уменьшится на ближайшие пять лет. Кроме того, он еще раз подтвердил, что президент Владимир Путин точно приедет в Астану с официальным визитом в мае. То есть у господина Назарбаева есть возможность продолжить торг о транзите.
При этом Михаил Фрадков демонстрировал, что Казахстану не следует развиваться только за счет нефтяной конъюнктуры. Российские корпорации обещают расширить инвестиционное сотрудничество. Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев подписал соглашение о сотрудничестве с Евразийским банком развития и Банком развития Казахстана: Россия будет принимать участие в финансировании высоких технологий, энергетики и транспорта. А глава Росатома Сергей Кириенко пообещал, что Россия построит в Казахстане АЭС.
Нурсултан Назарбаев такое внимание России к Казахстану явно оценил. Во время встречи с Лехом Качинским он заявил, что Казахстан в принципе может принять участие в проекте Одесса–Броды, но при одном условии – в него необходимо включить Россию. Ничего более конкретного польскому президенту добиться не удалось. Более того, сопровождавший господина Качинского директор польской нефтяной компании PKN Orlen Петр Ковнаки сообщил: "Казахская сторона неожиданно отказалась заключить с нами сделку о разработке нефтяных месторождений".