Новости
"Газпром" добивается отмены конкурса на право добычи газа в Восточной Сибири и на Сахалине
Политика | В России

В пятницу премьер Михаил Фрадков одобрил разработанную "Газпромом" и Минпромэнерго программу единой системы добычи газа на Дальнем Востоке – Восточную программу. "Газпром" попытался использовать обсуждение этой государственной стратегии как повод потребовать резкого увеличения своей ресурсной базы. Зампред правления "Газпрома" Александр Ананенков впервые официально заявил, что компания рассчитывает получить на баланс запасы Чаяндинского месторождения в Якутии и "Сахалина-3" без конкурса. Для этого ему придется не только убедить чиновников в том, что подарок в $3,5 млрд оправдан, но и изменить законодательство, сообщает "КоммерсантЪ".

На заседании правительственной комиссии по ТЭКу в пятницу, 15 июня, зампред правления "Газпрома" Александр Ананенков, исполняющий обязанности болеющего главы компании Алексея Миллера, официально предложил премьер-министру Михаилу Фрадкову передать компании без конкурса Чаяндинское газовое месторождение и лицензионные участки с запасами газа в зоне проекта "Сахалин-3".
О желании "Газпрома" получить лицензии на разведку и добычу газа на этих участках было известно с 2004 года, однако официально такое предложение от компании было сделано правительству впервые.
Формально на комиссии рассматривалась программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта в Китай и другие страны АТР – Восточная программа, которую Минпромэнерго и "Газпром" готовили с 2003 года. Господин Ананенков связал предложение передать участки на баланс "Газпрома" необходимостью ее выполнения, требованиями межправительственного соглашения с Южной Кореей и необходимостью поставлять газ во Владивосток.
С 2007 года законодательство не предполагает передачи лицензий компаниям без аукциона или конкурса. Представители "Газпрома" прямо поясняли, что для этого придется вносить коррективы в законодательство. Против выступил лишь глава Минприроды Юрий Трутнев, заявив, что это "нецелесообразно". У инициативы "Газпрома" на комиссии нашлись и другие оппоненты. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов крайне дипломатично и изящно предложил переименовать Восточную программу в "проект" и под эгидой "Газпрома" "сформировать консорциум по освоению месторождений Дальнего Востока", а "Газпрому" передать лишь "операторские функции" по проекту.
Есть и другие альтернативы предложению "Газпрома", не требующие коррекции законодательства. В 2006 году президент Якутии Вячеслав Штыров предлагал передать лицензию на Чаянду специально созданному казенному предприятию, а "Газпром" сделать лишь его оператором. В этом случае "Газпром" не будет собственником газа в запасах – это, соответственно, не позволит ему увеличить капитализацию за госсчет. Идея Вагита Алекперова предполагает "раздел" прибавки в капитализацию между всеми участниками Восточного консорциума – даже если "Газпром" получит в нем 51% акций. Наконец, "Роснефть", не комментирующая ситуацию, по данным Ъ, имеет свои планы по крайней мере на часть газовых блоков на "Сахалине-3".

Запасы Чаяндинского месторождения (Якутия) составляют около 1,2 трлн куб. м газа (категории С1, С2). Планы "Газпрома" предусматривают добычу на месторождении к 2020 году в объеме 20 млрд куб. м в год и 53 млрд куб. м после него. На "Сахалине-3" есть десять нераспределенных лицензионных участков с суммарными прогнозными запасами газа около 0,9 трлн куб. м, крупнейшие из них – Южно-Киринский, Мынжинский, Западно-Айятский и Айятский, Вейнинский. Планы "Газпрома" предполагают добычу газа на "Сахалине-3" до 28,6 млрд куб. м к 2025 году.

"Газпром" объясняет свое предложение отказаться от конкурса по передаче лицензий на баланс компании государственными интересами. По соглашению с Сеулом с 2012-2013 годов "Газпром" должен поставлять в Южную Корею по 10 млрд куб. м газа в год, способ поставки не оговорен. Газ в Корею можно поставлять лишь по трубопроводу Хабаровск–Владивосток, его структуры "Газпрома" достроят к 2011 году. Однако, по словам господина Ананенкова, "ресурсной базы для него нет", и не только для Южной Кореи, но и для Владивостока. В противном случае "Газпрому", чтобы не сорвать соглашение с Южной Кореей, придется выполнять его закупками сжиженного природного газа на спотовом рынке.

Премьер-министру удалось и поддержать, и не поддержать "Газпром". Восточная программа была одобрена в пятницу комиссией. Однако в конце заседания Михаил Фрадков обронил фразу, полностью соответствующую чаяниям Вагита Алекперова: "Может, лучше открыто сделать 'Газпром' оператором по Восточной программе, чем толкаться вокруг?"

"Газпром" же, исходя из слов господина Ананенкова, уклончивый ответ не очень устраивает: компания хочет быть собственником, а не управляющим проекта, и настаивает на своей монополии на принятие решений в газовой отрасли на Дальнем Востоке. Так, Александр Ананенков предложил правительству не поддерживать предложения оператору "Сахалин-1" ExxonMobil об экспорте с этого месторождения в Китай 8 млрд куб. м трубопроводным транспортом. По его словам, на Дальнем Востоке рост потребления газа составляет 19 млрд куб. м, так что весь газ с "Сахалина-1" будет отобран российскими потребителями. Он также сообщил, что "Газпром" ведет переговоры с ExxonMobil о поставке газа с "Сахалина-1" на Камчатку, там необходимо 650 млн куб. м в год.

В любом случае Восточная программа была одобрена, несмотря на претензии к ней даже у госразработчика – Минпромэнерго. Заместитель министра Андрей Дементьев, представлявший документ вместо внезапно заболевшего главы Минпромэнерго Виктора Христенко, объяснил, что "в программе нет ничего деструктивного или не дающего возможности найти дополнительное решение", а варианты программы выбирались "в условиях одинаковой экономической неэффективности".

Программа предусматривает добычу уже в 2010 году на уровне 27 млрд куб. м газа, 85 млрд в 2015 году, 150 млрд в 2020 году и 162 млрд в 2030 году. Для поднятия новой нефтегазовой целины, по расчетам "Газпрома", потребуется 2,4 трлн руб. инвестиций. Не все верят, что "Газпром" не занижает затраты на проект. Так, Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" полагает, что для его выполнения "у 'Газпрома' есть два выхода: очень медленно работать и не выполнить программу в срок или же активно привлекать российские нефтекомпании, от 'Сургутнефтегаза' до 'Роснефти', ЛУКОЙЛа и иностранных партнеров на шельфе". В Deutsche UFG подчеркивают, что программа "потребует прорывных технологий в добыче и стремительного создания инфраструктуры". 

Впрочем, если "Газпрому" удастся продавить себе подарок стоимостью не менее чем $3,5 млрд и право монопольно управлять газовыми потоками в Восточной Сибири и на Сахалине, это отразится на капитализации компании немедленно. А инвестиционные планы Восточной программы рассчитаны на 23 года – вряд ли кто-то готов всерьез прогнозировать и судьбу "Газпрома", и судьбу чиновников, которые ее утверждают, на такой срок.