Президент Путин 13 июля подписал закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый Государственной Думой 8 июня 2007 года и одобренный Советом Федерации 22 июня 2007 года. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
Закон предоставляет физическим лицам право перечислять любую сумму без ограничений в иностранной валюте супругам или ближайшим родственникам. Существующее законодательство разрешает операции с валютой между близкими родственниками только в наличной форме. Одобренный закон предоставляет такую возможность и в безналичной форме.
Одновременно президент поручил правительству совместно с Банком России подготовить и внести в Госдуму проект изменений в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", сообщила в минувшую пятницу пресс-служба Кремля.
Если эти изменения будут приняты, то за валютными операциями в виде переводов на сумму более 600 тыс. руб. будет установлен обязательный контроль.
Физические лица - резиденты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, смогут сделать перевод супругами или близким родственникам, на счета или в банки за пределами России, только предоставив документ, подтверждающий родство.
Независимый банковский эксперт Александр Трахтенберг прокомментировал Накануне.RU новвоведения закона. По его словам, предоставление права ближайшим родственникам делать переводы в валюте между друг другом – это, во-первых, один из шагов, пускай и маленький, на пути фактической конвертируемости рубля.Во-вторых, с либерализацией валютного законодательства, естественно, усиливается система по предотвращению отмыванию доходов, полученных преступным путем.
В-третьих, опубликование исчерпывающего перечня документов, необходимых для платежей в пользу родственников, тоже значительно "облегчит" жизнь отправителям. Кроме того, без практически абсолютной автоматизации процесса контроля все эти процедуры могут со временем превратиться в "черную" дыру бюджета банков.
"Но необходимо понимать, что ужесточение контроля с целью предотвращения "отмывания" на уровне переводов физических лиц не настолько эффективно, как думают авторы. Как представляется, значительно большую эффективность можно получить, если поставить под приемлемый и адекватный контроль финансовые потоки юридических лиц, учитывая, что российская банковская система, в большей степени, может использоваться для транзита "грязных" денег", - считает Трахтенберг.
"Одновременно, не надо забывать, что закон, и все изменения и дополнения в него оттачивают процедуры контроля над финансовыми потоками, и в случае изменения объекта применение этого закона - добавление, например, налоговых преступлений, этот закон превращается в весьма мощное оружие против всех - и против юридических, и против физических лиц. Инфраструктура уже будет построена, и ничего уже нельзя будет изменить. Вот этим последним и очень опасны подобные законы. Поэтому необходимы некие ограничения и механизмы, которые бы препятствовали бы расширению объектов применения этого закона", - уверен эксперт.