Новости
"Академик Федоров" уже на пути к Арктике
Общество | В России | За рубежом

Экспедиция "Арктика-2007", стартовавшая 24 июля, продолжается. Получены первые видеокадры с борта флагмана "Академик Федоров". Он в сопровождении атомного ледокола "Россия" направляется к Северному полюсу, передает портал Вести.RU. Исследователи впервые в мире спустятся под лед в батискафах на глубину более четырех километров. Там установят российский флаг. Но главная задача экспедиции - уточнить протяженность российского арктического шельфа.
Если учные докажут, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, Россия смело предъявит свои права на новую территорию площадью 1,2 млн кв. км. Примерно столько занимают Италия, Франция и Германия вместе взятые. Запасы этого участка шельфа оценивают в 10 млрд т углеводородов. На богатство Арктики претендуют еще Канада, США, Норвегия и Дания, которая считает, что шельф - это продолжение не Сибири, а Гренландии.
Впрочем, запасов должно хватить на всех: в недрах - примерно 113 млрд т углеводородов. Для сравнения: все нефтяные и газовые державы сегодня владеют запасами в 160 млрд т.

Для справки: Экспедиция "Арктика-2007" - одна из самых крупных из числа проведенных Россией за последнее время. В ходе первого этапа впервые в истории аппараты "Мир-1" и "Мир-2" совершат погружение в точке Северного полюса, где глубина достигает 4200 м, и в районе хребтов Ломоносова и Гаккеля. Прежде опускаться на такие глубины не удавалось еще никому, и ученые надеются, что россияне станут первыми, несмотря на весь риск, с которым сопряжено такое погружение.
К Северному полюсу глубоководные аппараты доставят на судне "Академик Федоров", сопровождать его будет атомный ледокол "Россия".
В экспедиции планируется провести ряд научных исследований, в том числе геотермальных и гидрохимических явлений, взять образцы океанической фауны и пробы грунта. Во время второго этапа, в сентябре, будет открыта новая дрейфующая станция "Северный полюс-35", исследования которой, возможно, позволят объяснить причины климатических изменений. Команда из 35 человек проведет на льдине год. Дрейфующая станция будет открыта в юбилейный год: 70 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая станция "СП-1".