Комитет по урегулированию споров Всемирной торговой организации (ВТО) приступил к рассмотрению жалобы Евросоюза к США по поводу протекционизма в самолетостроении. Европейский авиапроизводитель Airbus SAS при поддержке Еврокомиссии настаивает, что правительство США субсидирует их главного конкурента - американскую компанию Boeing Co., предоставляя ей выгодные военные и гражданские контракты. Брюссель утверждает, что программы господдержки Boeing ослабили Airbus, и европейская компания недополучила из-за этого около $27 млрд прибыли. В Boeing заявляют, что в США таких "госпрограмм" попросту не существует.
В давнем споре двух флагманов мировой авиационной индустрии фигурируют многомиллиардные суммы убытков и упущенных выгод. Взаимные официальные обвинения в незаконном субсидировании обе компании передали в ВТО в 2004 году. Осенью 2006 года ВТО рассмотрела доводы США и Boeing, которые пожаловались на Airbus и правительства европейских стран. Американцы заявили тогда о незаконности огромных безрисковых, беспроцентных и низкопроцентных госзаймов, которые получает Airbus в качестве правительственной поддержки своих новых проектов. Речь шла о $100 млрд, перечисленных Airbus на передовые НИОКР и реализацию конкретных программ. Всему этому предшествовал односторонний выход в 1992 году США из совместного американо-европейского соглашения о торговле крупными гражданскими воздушными судами, который обязывал компании раскрывать источники финансирования и этим косвенно регулировал участие государства в отрасли.
По международному торговому законодательству, споры в ВТО может выиграть тот, кто докажет, что в убытках виноват конкурент, поэтому диспут часто скатывается к взаимным упрекам. На этот раз директор отдела европейских отношений Airbus Джефф Шуман обвинил Boeing в том, что в споре американская компания прикрывается "дутыми цифрами", и пообещал предоставить факты всех случаев, когда американские субсидии навредили Airbus, "существенно ослабив позиции и конкурентоспособность" европейской компании. Представители Евросоюза насчитали $23,7 млрд субсидий, которые получил Boeing по линии Минобороны США и NASA.
Обе стороны негласно считают, что в борьбе за рынок стоимостью $3 трлн все средства хороши, в том числе жалоба на конкурента в ВТО, пишет РБК daily. Один из участников разбирательства, представляющий интересы Евросоюза и пожелавший остаться неназванным, сказал, что этот спор затеяли американцы. По его словам, они выбрали удачный момент для предъявления своих претензий, когда Airbus усиленно распутывал клубок внутренних проблем, а на горизонте уже вычерчивались трудности с проектом А380. Он уверен, что США не понимают разницы между формой собственности: Airbus, в отличие от Boeing, - компания государственная. "Американцы уверяют, что в Airbus царит хаос, процветает коррупция, что компания не возвращает кредиты в случае неудачи проекта. Но они сами отрицают, что получают деньги, а Airbus не отрицает, что получает кредиты, так как возвращает их, - ведь все проекты в итоге успешны", - сказал он.