Новости
В Екатеринбурге появился уникальный автомобиль. Возможно, он принадлежал Шелленбергу
Общество | Свердловская область

Спортивный кабриолет, приобретенный Свердловским клубом "Авторетро", возможно, принадлежал Вальтеру Шелленбергу, руководителю внешней разведки Третьего рейха. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе "Авторетро", автомобиль Хорьх 853А, спортивный кабриолет 1939 года был приобретен клубом в конце прошлого года .

Завод Августа Хорьха в Цвиккау с июля 1935 по февраль 1940 года выпускал эти автомобили небольшими партиями под конкретных заказчиков. Всего было произведено около 400 автомобилей. Наличие в гараже автомобиля этой марки говорило о принадлежности его владельца к политической, военной и промышленной элите.

Известно, что владельцами Horch были рейхсляйтер Розенберг, рейхсфюрер СС Гиммлер, посол Германии в СССР Шуленбург, финский маршал Маннергейм, многие другие вожди нацисткой Германии. По легенде бывшего владельца, находящийся сейчас в Екатеринбурге автомобиль в апреле 1939 года был изготовлен для Вальтера Шелленберга, начальника управления имперской безопасности.

Большинство 853-х было вывезено из Германии победителями. Их первыми послевоенными владельцами были в основном маршалы, генералы, герои СССР. Со временем именитые владельцы пересаживались на более современные "Победы" и "ЗИМы", а свои "Хорьхи" продавали. Их чинили, приспосабливая детали от отечественных автомобилей, но в основной массе трофейные автомобили, просто сгнивали на свалках. В результате во всей России сегодня осталось не более пяти-шести неотреставрированных автомобилей этой марки.

Поэтому Хорьх 853А в родной комплектации и в оригинальной краске, пополнивший екатеринбургскую коллекцию старинных автомобилей, не имеет аналогов в России. Дело Он был приобретен в Германии, а в Западной Европе у Хорьх 853 была иная судьба. Сохранившиеся в Германии машины после войны владельцы особо не афишировали. Да и сегодня в Германии все еще действует жесточайший запрет на куплю-продажу предметов, принадлежащих вождям Третьего рейха. Любое упоминание печально-известной фамилии бывшего собственника может быть расценено как пропаганда идей нацизма и влечет за собой уголовную ответственность. Неудивительно, что бывший владелец автомобиля Хорьх 853 А в ходе сделки особенно просил не акцентировать внимание на бывших собственниках легендарного авто.

Между тем, по его легенде, автомобиль, находящийся сейчас в Екатеринбурге, в апреле 1939 года был изготовлен для Вальтера Шелленберга (Schellenberg), бригадефюрера СС, начальника управления имперской безопасности (РСХД), курировшего политическую контрразведку, борьбу со шпионажем в Германии и в оккупированных странах. Машина, изготовленная с учетом всех пожеланий заказчика, обошлась господину Шелленбергу в 18 тыс. рейхсмарок: в те времена за эти деньги можно было приобрести пару загородных домов.

Автомобиль Хорьх 853 А, по словам бывшего владельца, был приобретен его родственниками в поместье Шелленбергов Саарбрюкене в 1949 году. Обитатели поместья испытывали большие материальные трудности, содержать дорогую машину им было не на что, не за чем, да и небезопасно. Машину перегнали в другой город Западной Германии, где она благополучно и простояла в гараже до наших дней.

Легенда еще нуждается в проверке, и такая работа уже ведется. Дело в том, что Хорьх 853 А собирался вручную. Для каждой автомашины отдельно изготавливались рама и шасси. Все эти детали имеют индивидуальные номера. Также как изделия ателье Erdmann & Rossi, делавшего заказные кузова на шасси Horch. До 1945 года специальное бюро в Цвиккау отслеживало судьбу каждого автомобиля. Большинство документов сгорело во время бомбежек, но что-то еще можно восстановить.

Большая часть архивов попала в Америку, где и осела среди местных коллекционеров. С ними сейчас идет интенсивная переписка. Пока косвенные доказательстваподтверждают легенду о том, что автомобиль, приобретенный Свердловским областным клубом Авторетро, принадлежал Вальтеру Шелленбургу. 

Александра Качалова