Совет Федерации предлагает ввести обязательную утилизацию старых машин. По проекту закона, не предъявленные на техосмотр более двух раз подряд, а также брошенные, аварийные и списанные машины автоматически попадут в кандидаты на утиль. Эксперты уверены, что закон не поможет природе.
В России создается специальный комитет при Совете Федерации, который должен разработать масштабную концепцию по утилизации автомобилей. "На сегодняшний момент интенсивное развитие автомобильного транспорта выдвинуло острую для России проблему сбора и переработки отходов автотранспорта: автопокрышек, кузовного лома, свинцово-кислотных аккумуляторов и масляных фильтров", – рассказал председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. Сенатор отметил, что в России самый старый автопарк в Европе, и половина всех автомобилей в стране – старше 10 лет. По данным Greenpeace, хлор, свинец, ржавчина, а также другие токсичные вещества только одного разлагающегося автомобиля в среднем загрязняют до 100 м земли.
В Совете Федерации приводят иностранный опыт. Так, по словам спикера Совета Федерации Сергея Миронова, в западных странах производители автопокрышек берут на себя расходы по их утилизации.
"Это новая для нас тема, потому что в СНГ переработка старых автомобилей и изношенных автопокрышек находится в зачаточном состоянии. А, например, Япония благодаря инновационным технологиям к 2012 году планирует выпускать до 90% новых автомобилей за счёт утилизированных", – считает Миронов.
Сейчас в Москве в различных конторах предлагают утилизовать автомобиль совершенно бесплатно либо за стоимость работы эвакуатора (3 тыс. руб.). Для решения этого вопроса законодатели предлагают разработать нормативную базу для утилизации машин. В частности, предлагается изменить вопрос с брошенными автомобилями во дворах, когда местные муниципалитеты по своему усмотрению признают машины брошенными и вывозят их на свалку лома. В своих действиях они руководствуются Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Однако этот закон недостаточно точно оговаривает механизм отчуждения брошенных машин в пользу государства, поэтому многие бывшие автовладельцы оспаривают решения муниципалитетов и добиваются возмещения убытков.
Отслеживать опасные для экологии автомобили будут с помощью базы регулярного государственного техосмотра. Автомобили, не предъявленные к техосмотру более двух раз подряд, а также брошенные, аварийные и списанные машины автоматически попадут в кандидаты на утиль.
Однако экологи пессимистично отнеслись к инициативе сенаторов и уверены, что она не принесет положительного результата для природы. "Никто не мешает чиновникам решать эти проблемы с помощью действующего законодательства.В России есть утилизационные заводы, но они загружены не на полную мощность", – считает Алексей Киселев, координатор токсической программы Greenpeace в России. По мнению эксперта, в России необходимо упростить систему снятия автомобиля с учета в ГАИ. "Многих автомобилистов отпугивают очереди, и они снимают с машин номера и бросают их в лесу или топят в реках, а затем объявляют в угон".
Правозащитники уверены, что государство должно пойти навстречу автомобилистам и полностью взять обязанность по утилизации на себя. "По звонку автомобилиста государство должно предоставить эвакуатор и самостоятельно снять автомобиль с учета в ГИБДД. Только в этом случае удастся решить проблему брошенных машин", – говорит лидер движения автомобилистов "Свобода Выбора" Вячеслав Лысаков. Впрочем, правозащитник уверен, что в ближайшее время российские чиновники не пойдут на такой шаг, пишет Газета.ru.