Основы формирования, болезни роста, промахи и приоритеты элиты России в новейший период ее истории стали предметом обсуждения экспертов и гостей "Центра консервативных исследований" при социологическом факультете МГУ им. Ломоносова – на его очередном заседании, которое состоялось 24 октября.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе соцфака МГУ, президент "Экспериментального творческого центра" Сергей Кургинян представил на заседании основной доклад "Политические элиты в современной России: актуальные вызовы". Разговор о современных проблемах российской элиты политолог начал с анализа причин распада СССР, исходя из ракурса преференций союзной властной прослойки перестроечного периода. Опираясь на многочисленные примеры из личного опыта, Кургинян сделал решительный вывод о том, что распад советской державы стал целенаправленным результатом конкретного "проекта" группы лиц, находившихся у руля страны. Он заявил, в частности, что все народные фронты, поднимавшие сепаратистские движения в союзных республиках, находились "под абсолютным контролем нескольких людей из КГБ", и именно тайная полиция страны была "единственным центром борьбы с централизованной системой и ее элитой". Для них, "последователей Андропова", империя была "вредной избыточной нагрузкой" - и в результате была отброшена, при этом с опорой на якобы существовавшее тогда желание "народа-держателя". Место империи, по замыслу тогдашних элитных групп, должна была занять "великая Россия как часть великой Европы".
Полностью подписался под выводами главного докладчика руководитель "Центра консервативных исследований" Александр Дугин, заявив об абсолютном и заведомом проигрыше формулы "патриотизм и либерализм", взятой на вооружение действующей властью. Поначалу, по словам Дугина, этот синтез, придя на смену ельцинскому тезису "антипатриотизм плюс либерализм", вызвал у патриотов симпатию, однако даже третий срок "не отменил вторую часть гнусной формулы", и "преданность либерализму по-прежнему налицо".
Руководитель ЦКИ вывел новый диагноз – "в прямом смысле этого слова!" - современной властной элиты, ее "патогенное ядро, болезненный плод больной фантазии" - преданность идеям "национал-глобализма". Александр Дугин поддержал Кургиняна в мысли о том, что противоречие этого искусственного синтеза нарастает с каждым днем, "и ситуация грозит обломиться, как только одно из составляющих этой формулы будет усилено". Текущий финансовый кризис дает для этого еще большие возможности. Однако, по наблюдениям эксперта, чем более внимание элиты заостряется на несопоставимости данных понятий, "тем с большим упорством и яростью элита такую проблематизацию отбрасывает".
Член Общественной палаты, телеведущий Первого канала Максим Шевченко обвинил элиту современной России в "самоназванности". Нынешняя "элита владения" представляет из себя "абсолютно чуждую стране, паразитическую прослойку", "элита реформ" (Чубайс, Гайдар) "продает воздух", ее элитная легитимность основывается всего лишь на выборе в свое время конкретных лиц экспертами МВФ для ведения переговоров. Однако наибольшую тревогу Максим Шевченко вызывает главным образом отсутствие в сегодняшней России контрэлиты – отсутствие, "выводящее страну за рамки модернизации".
В заключение координатор "Центра консервативных исследований" Михаил Тюренков озвучил итоги экспертного опроса, посвященного проблемам элит в России, который был проведен Фондом имени Питирима Сорокина. 16 опрошенных экспертов в качестве фундаментальных (константных) характеристик элиты назвали харизматичность, способность к управлению, дар власти, высокую внутреннюю культуру и жертвенность. Приобретенными характеристиками элит, по мнению респондентов, являются примат фактора морали, четкая национальная самоидентификация, патриотизм, ответственность, профессионализм. В результате нарушения константных характеристик элита превращается в псевдо- или антиэлиту. Тем не менее, эксперты не склонны смотреть на ситуацию лишь в черных тонах – по их мнению, даже современная квазиэлита перед лицом конкурентной угрозы со стороны Запада, способны на "вынужденный патриотизм". Следует, однако, помнить, что такое качество элит является "лишь наименьшим злом для народа", хотя вынужденный патриотизм и может стать патриотизмом настоящим. Статус последнего в России, однако, по-прежнему маргинален – такой вывод сделали эксперты, опрошенные Фондом.