Вокруг Нобелевской премии по литературе может разгореться скандал. Секретарь Шведской академии, историк литературы Хорас Энгдаль заявил, что литература США является слишком изолированной и замкнутой, чтобы конкурировать с европейской, если дело касается таких больших наград. Литературное сообщество Америки отреагировало на это заявление с холодным негодованием, пишет РБК daily.
По мнению Хораса Энгдаля, несмотря на то что в каждой большой культуре есть сильная литература, центром литературного мира до сих пор является Старый Свет, а не Соединенные Штаты. "США слишком изолированы, слишком замкнуты, — заявил он. — Они не переводят в достаточной степени и не участвуют по-настоящему в диалоге большой литературы. Такое невежество ограничивает". Это заявление было сделано как раз в тот момент, когда Шведская академия начала финальные дискуссии касательно кандидатуры нынешнего победителя. Г-н Энгдаль заявил, что 16 членов жюри пока не определились со своим мнением, и ничего не сказал относительно того, кто из писателей занесен в шорт-лист.
Литературное сообщество США встретило комментарии Энгдаля в штыки. Гарольд Аугенбраум, исполнительный директор Национального книжного фонда, вручающего престижнейшую премию National Book Awards, сказал, что хотел бы выслать Энгдалю список американской литературы для чтения. По словам г-на Аугенбраума, подобные комментарии наводят его на мысль, что г-н Секретарь читал очень мало американской немейнстримовой литературы и имеет очень узкое представление о том, из чего состоит современная проза вообще. Объявление Нобелевских лауреатов должно начаться уже со следующей недели, однако точная дата объявления писателя-победителя пока не известна.
Нобелевская премия, самая престижная премия мира, не раз становилась поводом для скандалов, разговоров и недомолвок. В основном спорили о том, что награды выдаются необъективно (по разным причинам, зависящим от конкретной исторической эпохи). Но, конечно же, больше всего споров вызывали как раз решения Нобелевского комитета в сфере литературы. Если взглянуть на списки писателей-лауреатов премии, то среди них можно обнаружить массу тех, кто в результате канул в Лету, и чьи имена почти никому сегодня ничего не скажут. А, например, Антону Чехову, Владимиру Набокову, Эмилю Золя, Генриху Ибсену, Марку Твену или Оскару Уайльду премию так и не дали. Самой вопиющей несправедливостью в литературном мире считается тот факт, что Нобеля так и не получил Лев Толстой. Правда, он сам говорил, что никаких премий и денег ему не нужно.
Некоторые лауреаты попросту не являлись на церемонии награждения. Так поступил, например, великий драматург Бернард Шоу. В 1925 году практически уже 70-летнему писателю присудили эту главную премию человечества. Он принял титул, но на церемонию не поехал и от денежной награды отказался. Похожая история приключилась совсем недавно, в 2005 году, когда австрийская писательница Эльфрида Елинек решила не ехать в Стокгольм за присужденной ей литературной премией. Она заявила, что плохо себя чувствует, да к тому же уверена, что не достойна Нобеля. По ее словам, награду уж скорее должны были присудить другому австрийцу — Петеру Хандке (Петера Хандке в нашей стране мало кто знает, а вот имя госпожи Елинек известно — она написала роман, по которому впоследствии был снят фильм "Пианистка").
Но, конечно, сильнее всех выступил знаменитый и неподражаемый Жан Поль Сартр, культурный символ европейских бунтов конца 1960-х, который вообще ненавидел премии и любой официоз. Он не просто не поехал за премией, он вообще отказался и от денег, и от самого титула. К тому же его раздражала "буржуазная ориентация" комитета, также он считал, что неудачен и сам момент присуждения ему премии — в то время Сартр активно критиковал Советский Союз и был убежден, что Нобелевку ему присудили именно по политическим мотивам. Видимо, история с Нобелевской премией так повлияла на Сартра, что через год он вообще объявил о своем уходе из литературы, отметив, что она — лишь суррогат действенного преобразования мира.