Соображения о природе и первых уроках экономического кризиса изложил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая сегодня на Конференции по мировой политике в Эвиане. К кризису, по мнению главы российского государства, "привел, прежде всего, экономический "эгоизм" ряда стран". "Как видим, - подчеркнул он, - сегодня этот кризис грозит подорвать устойчивость мирового развития".
"Наши эксперты не раз предупреждали о нарастании негативных тенденций на сырьевых и продовольственных рынках, в финансовой системе, - сказал Медведев. - Мы открыто делились нашими (как мы сейчас видим, достаточно точными) оценками грядущих угроз, в том числе в формате "большой восьмерки", на ее недавнем саммите в Японии и других площадках".
"Еще в ходе кризисов конца 90-х годов проявилась неэффективность "однополярной" экономической модели, - напомнил российский лидер. - Ее опоры - МВФ и ВТО - тогда себя дискредитировали. А в последнее время целую цепь проблем создало и ослабление доллара. Сейчас буквально на наших глазах идет фрагментация мировой финансовой системы".
"На примере США - и не только их - мы видим и то, что от саморегулируемого капитализма до "финансового социализма" - всего один шаг, - указал Медведев. - Налицо - готовность национализировать почти все. Новыми факторами стабильности на этом фоне будет формирование новых финансовых центров и сильных региональных валют".
"Россия будет активно содействовать процессу оздоровления мировой финансовой системы, причем - не только в "восьмерке", - подчеркнул президент РФ. - Имею в виду привлечение других ключевых экономик мира: Китая, Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР. В любом случае, Европа не должна оказаться здесь слабым, уязвимым звеном".
Президент РФ сформулировал пять направлений деятельности по выходу из кризиса.
- "Во-первых, - сказал он, - в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования".
- "Во-вторых, - продолжал Медведев, - следует избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка приводит к образованию финансовых "мыльных пузырей", а ответственность публичных компаний перед акционерами размывается".
- "В-третьих, - считает российский лидер, - нужно укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. И не должно быть иллюзий по поводу возможности бесконечного роста любого вида активов".
- "В-четвертых, надо способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний, - отметил президент РФ.
- "В-пятых - необходимо сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов".
"Все названные проблемы носят интернациональный характер, - подчеркнул Медведев. - Они требуют разработки и применения новых "критических технологий" в политике и экономике. Именно для их решения Россия предлагает изменить глобальную финансовую архитектуру, пересмотреть роль действующих и создать новые экономические институты. Институты, на деле обеспечивающие стабильность".
Президент Дмитрий Медведев, выступая на Конференции, также впервые озвучил пять принципов предложенного Москвой нового Договора о европейской безопасности. "Эта система должна быть равной для всех государств - без изоляции кого-либо и без зон с разным уровнем безопасности, - уверен президент РФ. - Она призвана объединить всю Евро-Атлантику на основе единых "правил игры". И на долгие годы вперед - надежно, в юридически обязывающей форме - обеспечить наши общие гарантии безопасности".
Поэтому президент России Дмитрий Медведев предложил:
- "Первое. В Договоре должно содержаться четкое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евро-атлантическом пространстве. Это - приверженность добросовестному выполнению между-народных обязательств; уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и всех других принципов, закрепленных в Уставе ООН - этом, без преувеличения, фундаментальном документе.
- Второе. Следует ясно подтвердить недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях. Существенно, что Договор должен дать гарантии единообразной трактовки и соблюдения этих принципов. Закрепить единство подходов К предупреждению и мирному урегулированию конфликтов на евро-атлантическом пространстве. Упор надо сделать на переговорных "развязках" - с учетом мнения сторон и при безусловном уважении к миротворческим механизмам. Может быть, надо закрепить и сами процедуры урегулирования споров.
- Третье - это гарантии обеспечения равной безопасности, именно равной безопасности. Здесь надо следовать трем "не". А именно - не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Не допускать в рамках любых военных союзов или коалиций действий, которые ослабляют единство общего пространства безопасности. И наконец - не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников Договора. Причем необходимо сосредоточиться на военно-политических вопросах, поскольку т.н. "hard security" играет сегодня определяющую роль. И именно здесь в последнее время образовался опасный дефицит контрольных механизмов, считает президент РФ.
- Четвертое. Важно подтвердить в Договоре, что ни одно государство, и ни одна международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе. В полной мере относим это и к России.
- Пятое. Целесообразно установить базовые параметры контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве. А также - новое качество взаимодействия по таким направлениям как распространение ОМУ, терроризм, наркотрафик".
Медведев считает, что в ходе совместной работы над Договором "следовало бы также оценить, насколько адекватны требованиям времени созданные когда-то структуры". "Подчеркну: мы не предлагаем ничего разрушать из уже имеющегося, - сказал президент. - Речь идет об их более гармоничной деятельности на основе единых правил".
По мнению президента, оптимальную "площадку" для переговоров подскажет жизнь. "И в обязательном порядке надо привлечь к подготовке этого форума международное экспертное сообщество", - отметил Медведев.
"Подчеркну, мы открыты для обсуждения и других возможных элементов Договора, - сказал президент РФ. - Но в любом случае, "ремонт" европейской архитектуры безопасности - надо ускорять. Альтернатива этому только одна - ее дальнейшая деградация. И обострение кризиса в сфере безопасности и контроля над вооружениями".
Медведев также отметил, что доставшийся в наследство режим нераспространения - не лучшим образом приспособлен для решения современных задач. Но даже он не исчерпал своего позитивного потенциала, хотя проблемы и здесь очевидны - это и прорехи, дырки в Договоре о нераспространении ядерного оружия, и отсутствие прогресса в повышении эффективности Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, и туманные перспективы вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
"Мы придаем исключительное значение заключению нового, юридически обязывающего российско-американского соглашения по ядерному разоружению, - продолжал он. - Оно должно прийти на смену Договора о стратегических наступательных вооружениях, срок действия которого истекает в 2009 году. "Но это должен быть обязывающий документ, а не декларация, - сказал он. - Мы ждем позитивной реакции на наши предложения со стороны США".
Президент России предложил к "честному непредвзятому разговору на форуме высокого уровня" по своим предложениям. "В нем могут принять участие руководители всех государств и ключевых организаций евро-атлантического пространства, все, кому дорого будущее мира, его уверенное развитие и спокойствие людей", - сказал в завершение Дмитрий Медведев.