Правительство спешит на помощь автоконцернам, попавшим в ловушку спада продаж. Чиновники готовы фактически запретить импорт иномарок старше пяти лет. Могут вырасти пошлины и на новые автомобили.
Российский автопром нуждается в защите, признал накануне премьер Владимир Путин. "В полном объеме надо реализовать и меры таможенно-тарифной защиты отдельных отраслей. Прежде всего, я имею в виду автомобилестроение", - заявил он на совещании по экономическим вопросам.
Меры по поддержке автопрома будут обсуждаться 7 ноября на правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, рассказал источник в секретариате первого вице-премьера Виктора Зубкова, который возглавляет комиссию. Об этом знает и топ-менеджер "АвтоВАЗа". Комиссия обсудит повышение порога доступа для подержанных иномарок в Россию. Сейчас запретительные пошлины установлены на автомобили старше семи лет. Чиновники готовы снизить его до пяти лет, говорят источники в Минпромторговли, секретариате Зубкова и сотрудник одной из отраслевых ассоциаций, участвовавший в разработке этих предложений.
Один из федеральных чиновников добавляет, что Минпромторговли также внесло в комиссию предложение о повышении пошлин и на новые иномарки - с 25% до 35%.
Путин не в первый раз поддерживает автопром. В 2000 году он встретился с хозяевами российских автозаводов и пообещал им протекционистские меры. А в 2002 году, когда стало ясно, что правительство не торопится выполнять обещание Путина, публично пожурил главу Белого дома Михаила Касьянова за недостаток "мужества для проведения политики защиты национального производителя - в частности, в сфере автомобилестроения".
По оценке руководителя автомобильной практики A. T. Kearney Евгения Богданова, рынок подержанных иномарок в прошлом году составил около 350 тыс. По оценке эксперта Богданова, в сегмент иномарок от пяти до семи лет попадают около 150 тыс. машин, их основная масса продается на Дальнем Востоке.
Впрочем, аналитик ВТБ Елена Сахнова отмечает, что подержанные иномарки занимают не столь значительную долю рынка. А повышение пошлин на новые автомобили (занимают сейчас более 30% рынка) гораздо больше ударит по импортерам. Зато это поможет местным производителям избавиться от конкурентов, ведь большинство мировых автоконцернов уже открыли или строят заводы в России. Но проблема лишь в том, что на этих предприятиях пока выпускается по одной-две модели в незначительных объемах, пишут "Ведомости".