Новости
Игорь Сечин готов переложить на "Уралкалий" вину за аварию на руднике в 2006 году
Экономика | В России

Игорь Сечин ополчился на "Уралкалий" и готов переложить на компанию вину за аварию на руднике в 2006 году. В 2006 году компанию признали невиновной в аварии, но выводы двухлетней давности на днях поставил под сомнение вице-премьер Игорь Сечин. Он поручил создать комиссию, которой уже к декабрю предстоит найти причины аварии, оценить ущерб и фактически определить возможность взыскания его с "Уралкалия". По мнению экспертов, если компанию признают полностью виновной, ей может грозить банкротство.

В октябре 2006 года на "Уралкалии" из-за затопления был закрыт старейший рудник предприятия - БКРУ-1, обеспечивавший компании 20% добычи сильвинитовой руды и 100% добычи карналлита. В июле 2007 года на его месте образовался провал. Одна из причин затопления - недостаточная изученность пластов породы. Гостехкомиссия установила, что современный уровень науки и техники не позволял выявить аномалию геологического строения данного участка, приведшую к аварии.

Но 29 октября 2008 года на совещании у вице-премьера РФ Игоря Сечина, посвященном ликвидации последствий аварии, фактически было решено пересмотреть выводы двухлетней давности. Как отмечается в копии протокола совещания, Ростехнадзору поручено в двухнедельный срок организовать комиссию с целью определения причин аварии на БКРУ-1. При этом комиссия должна определить размер вреда, "причиненного государству и компаниям (в том числе ТГК-9 и РЖД) в результате деятельности пользователя недр", а также провести правовую экспертизу "с обоснованием возможности и необходимости взыскания вреда с недропользователя". Доложить о результатах своей работы комиссия должна уже в декабре.

В "Уралкалии" удивлены тем, что спустя два года после аварии решено вновь вернуться к изучению ее причин. "Уралкалий" не является виновником аварии и не должен нести всю ответственность за ее последствия, - отметили в компании. - Сам участок, на котором случилась авария, разрабатывался в 60-е и 70-е годы прошлого века в строгом соответствии с техническими нормативами того времени". При этом "Уралкалий" сам понес существенные потери в результате аварии: общий объем расходов и инвестиций компании, связанных с ликвидацией последствий аварии, составил около 2,7 млрд руб. (утраченное имущество, перенос объектов, организация мониторинга). Кроме того, согласно озвученным ранее оценкам компания недополучила около $200 млн выручки из-за снижения производства в 2006-2007 годах.

Прямой ущерб государства комиссия в 2006 году оценила в 1,045 млрд руб. Кроме того, по словам источника РБК daily, знакомого с ситуацией, ТГК-9 потратила 1,9 млрд руб. на перенос своих объектов из зоны вероятных разрушений, еще 1,4 млрд руб. составили затраты по переселению жителей Березников из аварийного района. Но самые большие траты - на новую железнодорожную ветку - еще предстоят. "За декабрь 2007 года РЖД построили обходной путь в 6 км, затратив на это 450 млн руб., - отметили в РЖД. - Сейчас требуется срочно построить дополнительный обход в 2,5 км (из-за недавнего появления трещин в воронке провала. — РБК daily), что будет стоить около 500 млн руб.". Кроме этого РЖД уже вложили около 50 млн руб. в разработку строительства большого обходного пути длиной 53 км. Ориентировочно это строительство обойдется в 8-9 млрд руб. "Пока все стройки шли за счет РЖД, - отмечают в компании. - Финансирование строительства обходного пути должно вестись не только за счет средств РЖД, но и за счет других коммерческих структур".

В "Уралкалии" отмечают: если допустить, что компания будет признана виновной в аварии и ее обяжут возмещать ущерб государству и третьим лицам, то это повлечет за собой огромное увеличение финансовой нагрузки на предприятие. "В этой ситуации у нас возникают серьезные опасения по поводу самого дальнейшего существования компании", - говорят в "Уралкалии".

Отраслевых экспертов инициатива чиновников удивила. "Выводы о причинах аварии сделал целый ряд экспертных институтов, включая независимые, - говорит Марина Алексеенкова из ИК "Ренессанс Капитал". - Провести новое расследование будет трудно, так как шахта рудника с тех пор затоплена". Ряд экспертов отмечают, что повторная проверка обстоятельств аварии может породить слухи о национализации компании и параллелях с делом "Мечела". Михаил Селезнев из Дойче Банка считает, что повторное расследование может привести к возникновению новых финансовых обязательств "Уралкалия", возможно сравнимых со стоимостью новой железной дороги, пишет РБК daily.