Новости
Узбекистан приостанавливает членство в ЕврАзЭС
Политика | В бывшем СССР

Узбекистан намерен приостановить свое членство в ЕврАзЭС. Вчера источники в МИД РФ сообщили, что еще месяц назад ташкентские власти подготовили соответствующие документы. Это, кстати, произошло через три дня после того, как Евросоюз отменил санкции против Узбекистана, введенные после событий в Андижане. По словам российских дипломатов, Ташкент довольно давно был недоволен своим сотрудничеством с Москвой, в частности создаваемым таможенным союзом между Россией и Казахстаном, пишет "КоммерсантЪ".

О том, что Узбекистан выходит из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), вчера вечером сообщило информагентство Regnum, со ссылкой на источники в руководстве одной из среднеазиатских республик. Согласно источнику, узбекский МИД подал официальную ноту в секретариат ЕврАзЭС еще примерно 16-17 октября.

Высокопоставленный источник в МИД РФ подтвердил факт приостановки Узбекистаном своего членства в ЕврАзЭС. "Ташкент в середине октября уведомил о приостановке своего членства в организации. Причин они нам не объяснили, но могу сказать, что в последнее время узбекское руководство часто критиковало деятельность ЕврАзЭС, считая организацию неэффективной. Каримов даже предлагал слить ее с ОДКБ",— сообщил собеседник на Смоленской площади. Кроме того, по словам дипломата, узбекская сторона крайне ревностно относилась к созданию Россией, Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

История взаимоотношений Узбекистана с Россией, и в рамках ЕврАзЭС в частности, никогда не была простой. Так, Ташкент не был в числе государств—основоположников этой организации в 2001 году, так как в то время его власти ориентировались в своей внешней политике исключительно на Запад. Напротив, в тот период Узбекистан (вместе с Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией) входил в блок ГУУАМ, который в Москве считали антироссийским. Ситуация изменилась после того, как в мае 2005 года узбекские власти подавили восстание в Андижане (по официальным данным, погибших было менее двух сотен, по подсчетам правозащитников — около двух тысяч).

Сразу после этого Запад ввел санкции против Ташкента, в частности, высшим узбекским руководителям было запрещено посещать ЕС. Отношения Узбекистана с Москвой, напротив, потеплели. Ташкент впервые вошел в состав ЕврАзЭС, а затем вернулся в Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ), из которой уже однажды выходил в 1999 году.

В этом году, впервые после андижанских событий, Запад взял курс на нормализацию отношений с Узбекистаном. Еще весной высокопоставленный источник в госдепе США заявлял, что Вашингтон намерен умерить критику Ташкента. Узбекистан тем временем выпустил из тюрем нескольких самых известных политзаключенных.

Но самый заметный сдвиг произошел осенью этого года. Сначала на саммите 1 сентября (главной темой обсуждения на нем были последствия войны в Грузии) страны Евросоюза приняли решение принять все возможные усилия для диверсификации путей поставки энергоресурсов, в первую очередь за счет проекта Nabucco — газопровода, по которому среднеазиатский газ должен поставляться в Европу в обход России. А уже 13 октября главы МИД Евросоюза приняли решение отменить все санкции против Узбекистана — в том числе запрет на въезд в ЕС для первых лиц Узбекистана и эмбарго на поставки оружия — в связи с улучшением ситуации с правами человека. Уже через три дня Ташкент подал документы о выходе из ЕврАзЭС.

А через неделю состоялся первый визит в Германию ранее невъездного начальника узбекских спецслужб Рустама Иноятова. Немецкие СМИ сообщали, что основной темой его переговоров в Берлине могли быть планы ЕС по созданию "второго коридора афганского транзита". Так, сейчас все грузы невоенного характера поставляются в Афганистан через российскую территорию в соответствии с соглашением между Россией и НАТО. Однако поскольку отношения между Москвой и альянсом после войны в Грузии заморожены, Брюссель на всякий случай подыскивает возможность альтернативного маршрута — он может проходить через Грузию, Азербайджан, Туркмению и Узбекистан.

На этой неделе блокада Узбекистана была прорвана окончательно — впервые за три года в Ташкент прибыл лидер одной из стран-членов ЕС. Это был президент Болгарии Георгий Пырванов. Официально сообщалось, что главная цель его приезда — убедить президента Узбекистана Ислама Каримова присоединиться к европейскому проекту Nabucco. Господин Каримов тем не менее не стал обнадеживать своего болгарского коллегу, демонстративно заявив, что "Узбекистан продает газ только России" и прямые поставки газа в Европу не входят в его планы. Тем не менее президент Каримов в присутствии Георгия Пырванова сказал, что Россия не должна пользоваться своим монопольным положением и диктовать цены на газ.

Несмотря на такую демонстративную лояльность, Узбекистан в последние годы был едва ли не самым проблемным партнером "Газпрома" в Средней Азии. Так, Ташкент поначалу отказался участвовать в проекте Прикаспийского газопровода вокруг Каспийского моря, о котором договорились в 2007 году президенты России, Туркмении и Казахстана Владимир Путин, Гурбангулы Бердымухаммедов и Нурсултан Назарбаев. Источники в руководстве одной из среднеазиатских республик объясняли такое упорство господина Каримова давней взаимной неприязнью, существующей между ним и казахским президентом. В связи с этим господа Путин, Назарбаев и Бердымухаммедов решили, что труба будет построена по наиболее длинной траектории — в обход Узбекистана. Лишь в сентябре этого года, в ходе визита Владимира Путина в Ташкент, Ислам Каримов согласился наконец присоединиться в проекту Прикаспийского газопровода. Взамен "Газпром" пообещал покупать узбекский газ по $300 за тыс. кубометров. Впрочем, до реализации проекта пока дело не дошло.

Выход Узбекистана из ЕврАзЭС пока не свидетельствует о том, что Ташкент радикально меняет свои внешнеполитические приоритеты. Однако это шаг крайне символичен. Едва ли ЕврАзЭС можно считать реально работающей, высокоэффективной организацией, членство в ней не заставляло Ташкент идти на какие-либо существенные уступки или реформы. Приостановка членства же явно является демонстративным жестом. В том случае, если Узбекистан и вправду решил ускоренными темпами идти навстречу Западу, можно ожидать, что в ближайшее время он захочет выйти и из ОДКБ. Это будет более ощутимым ударом, так как на последнем саммите этой организации было решено превратить ее в военный блок наподобие НАТО. Впрочем, источники в МИДе заверили, что пока никаких телодвижений в отношении ОДКБ Узбекистан не предпринимал.