17 ноября 2008 года в Госдуме прошел "круглый стол" по вопросам применения дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых и дальнейшего развития законодательства о дифференцированном налогообложении в области природопользования.
Председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова отметила, что для поддержки нефтедобывающей отрасли, стимулирования освоения новых провинций и внедрения новых технологий повышения нефтеотдачи пластов, в июле Государственная дума приняла закон, в соответствии с которым с 1 января 2009 года необлагаемый НДПИ минимум цены нефти повышен с $9 до $15 за баррель, и расширен "географический" перечень месторождений нефти, на который действует нулевая налоговая ставка НДПИ.
Вместе с тем, многие проблемы налогового законодательства по сей день так и не решены, сообщили Накануне.RU в управлении информации ГД. Продолжает сохраняться прямая зависимость размера ставки НДПИ на нефть от ее текущей мировой цены и рублевого курса доллара США. Это влечет за собой искусственное повышение цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке, убыточность эксплуатации низкодебитных скважин и разработки трудноизвлекаемых запасов. "Дифференцированный подход" налогообложения не применяется в отношении остальных полезных ископаемых.
"В этой связи, мы считаем, что необходимо дальнейшее развитие законодательства для максимально широкого применения дифференцированного налогообложения и распространения данного подхода на всю сферу природопользования. Прежде всего, в сфере рыбохозяйственной деятельности и лесной отрасли", – сказала она.
По ее словам, представляется целесообразным дифференцировать ставки сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, добываемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в зависимости от рынка сбыта рыбопродукции (экспорт или внутренний рынок). Продуманное соотношение величин данных ставок позволит развернуть потоки рыбопродукции на российскую территорию. Важной задачей в сфере управления лесами она назвала разработку оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину.
"Государственная политика ценообразования в рассматриваемой сфере должна стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины, обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству лесных насаждений, служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации", – сказала Наталья Комарова.
Она заявила, что комитет считает необходимым ускорить развитие законодательства по дальнейшему распространению дифференцированного налогообложения для всех видов полезных ископаемых.