В следующем году продажи легковых автомобилей в России снизятся как минимум на 8,8%, до 2,6 млн штук, прогнозируют специалисты аналитического агентства "Автостат". При этом за счет сокращения кредитования вырастет доля бюджетных автомобилей, в частности отечественные бренды могут увеличить долю рынка с 25 до 28%. В этом случае Toyota, лидирующая на российском рынке по объему выручки, может вновь уступить первую строчку отечественному "АвтоВАЗу".
По итогам девяти месяцев в России было продано 2,141 млн новых легковых автомобилей. Как считают в "Автостате", по итогам года будет продано 2,85 млн автомобилей, из них 665 тыс. - производства "АвтоВАЗа". Доля отечественных брендов составит 25% (из них на "АвтоВАЗ" приходится 23%).
Lada остается автомобильным брендом с самыми большими продажами в штуках, однако в рейтинге по объему выручки она занимает только второе место ($4,919 млрд за девять месяцев). Лидирующее положение занимает Toyota с $5,311 млрд средней стоимостью автомобиля в $36 743. У Lada средняя цена - $9981 за автомобиль. На всем автомобильном рынке, считая и иномарки, и отечественные автомобили, средняя цена проданного автомобиля довольно высока - $22 372.
Ранее специалисты агентства прогнозировали, что в России будет продано 3 млн автомобилей уже в этом году, а 4 и 5 млн соответственно в 2009 и 2011 годах. Однако теперь "Автостат" скорректировал свои прогнозы и рассчитал два варианта - реалистичный и пессимистичный. В первом смена тренда на международных финансовых рынках произойдет к середине 2009 года, продажи в следующем году составят 2,6 млн автомобилей, а объема 3 млн штук российский рынок сможет достичь в 2010 году, 4 млн автомобилей - в 2012 году.
Согласно пессимистичному варианту, кризис продлится еще два года и достигнет своего пика в марте-апреле следующего года. В таком случае возможен "откат" в следующем году уровня продаж до результатов 2006 года - 2,1 млн автомобилей с последующим снижением до менее 2 млн штук. К 2012 году емкость рынка составит в этом случае 2,2 млн автомобилей.
Как считают в "Автостате", с сокращением кредитных программ покупательский спрос будет смещаться в сторону более дешевых сегментов. В частности, сегмент от $6 до $10 тыс., в котором за девять месяцев было продано 282,4 тыс., должен нарастить свою долю. Сейчас же основная часть продаж, с точки зрения и количества и объема выручки, приходится на два сегмента - от $10 тыс. до $15 тыс. (552 тыс. за девять месяцев) и от $15 тыс. до $20 тыс. (405 тыс. штук).
При этом, по прогнозу агентства, в следующем году доля отечественных брендов даже вырастет до 28%, правда, к 2010 году снова снизится до 25%, а к 2012-му - и вовсе до 17%, пишет РБК daily.