Новости
Россия потратит в 2009 году на поддержку автопрома 173 млрд рублей
Экономика | В России

Премьер Владимир Путин представил комплекс мер по поддержке автомобильной промышленности России. Он пообещал выделить в помощь отрасли средства, которые пойдут на льготные кредитные программы для покупателей отечественных автомобилей, на увеличение госзакупок и кредиты лизинговым компаниям, а также на бесплатную перевозку автомобилей на Дальний Восток. В сумме на эти цели будет направлено 173 млрд руб. Как считает министр промышленности Виктор Христенко, продержаться автопрому нужно до середины 2010 года.

Свои заявления Владимир Путин сделал в Набережных Челнах - на "КамАЗе", конвейер которого сейчас стоит. По его мнению, основная причина трудностей автопрома - резкое падение спроса, и действия правительства должны быть направлены на восстановление потребительской активности.

С января планируется запустить программу льготного кредитования для покупки отечественных автомобилей. Государство намерено субсидировать процентные ставки по кредитам в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России (сейчас она составляет 12%). Как добавил Виктор Христенко, граждане смогут брать льготный автокредит на сумму до 350 тыс. руб. на покупку российских автомобилей сроком на три года.

И хотя, по словам Владимира Путина, российские заводы зарубежных автоконцернов "являются полноценными отечественными производителями", он признал, что эта схема направлена на поддержку "АвтоВАЗа". Завод затарен: гендиректор "АвтоВАЗа" Борис Алешин подсчитал, что к концу года на складах завода окажется 125 тыс. машин. В Минпромторге посчитали, что программа льготного кредитования обойдется федеральному бюджету в 6 млрд руб. и затронет 150 тыс. человек. Действовать она будет только в 2009 году. К середине 2010 года рынок снова оживет, считают в Минпромторге.

По мнению главы ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Дмитрия Гулина, введение льготного кредитования для отечественных автомобилей приведет к перераспределению спроса в их пользу. "Сейчас кредитная ставка в рублях составляет около 20%, ее снижение на 8%, безусловно, существенно", - говорит он. "Хорошо, что иномарки российской сборки также приравнены к отечественным автомобилям", - считает зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева. По словам директора по общественным связям Sollers Зои Каики, оживление потребительского кредитования решит ключевую проблему - падение спроса.

Ответил Владимир Путин и на протесты жителей Дальнего Востока против повышения пошлин на подержанные автомобили. Он сообщил, что правительство будет компенсировать стоимость доставки на Дальний Восток автомобилей, произведенных в России. По словам Путина, стоимость автомобилей Lada на Дальнем Востоке серьезно возрастает именно из-за транспортных издержек, так как перевозка одного автомобиля стоит от 43 тыс. до 70 тыс. руб. Как отметил глава департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов, низкий спрос на Дальнем Востоке на новые иномарки обусловлен не только доступностью подержанных японских машин, но и тем, что перевозка автомобилей по железной дороге в регион затруднена, а автовозами и вовсе невозможна.

Кроме того, для стимулирования продаж отечественной коммерческой техники государство откроет лизинговым компаниям кредитные линии в объеме до 43 млрд руб. При этом срок кредитов составит до трех лет, а ставка по ним не превысит ставку рефинансирования ЦБ. По словам Зои Каики, сейчас лизинговые компании получают деньги в лучшем случае под 18-19% годовых и эффективная ставка для лизингополучателя составляет 25%. В результате госкредитования эта ставка может быть уменьшена до 20%.

Ключевым механизмом поддержки автопрома станут госзакупки. Это поможет вернуть сбыт не только производителям легковых автомобилей, но и таким автозаводам, как "КамАЗ". По словам Владимира Путина, правительство дополнительно выделит 12,5 млрд руб. на увеличение госзакупок, а общий объем выделенных средств вырастет до 27,5 млрд руб. Кроме того, премьер предложил разработать программу обновления парка муниципального транспорта в объеме 30 млрд руб.

Самим автопроизводителям государство поможет разместить облигации на сумму до 60 млрд руб. в 2009 году. Для повышения привлекательности этих бумаг под них будут предоставлены госгарантии. Для банков, выкупивших эти облигации, планируется открыть рефинансирование со стороны Центробанка. По словам Елены Матвеевой, госгарантии по кредитам позволят компании возобновлять уже существующие кредитные линии.

Как сообщил замминистра экономического развития Андрей Клепач, общий объем поддержки составит 173 млрд руб. Но Владимир Путин не исключил принятия дополнительных мер для поддержки российского автопрома. "Если потребуется, то будут выделены и большие средства", - сказал он.

Отметим, что меры по спасению автопрома остались недооцененными инвесторами. В пятницу акции "АвтоВАЗа" выросли в цене лишь на 2,68%, бумаги Sollers снизились на 0,94%, "КамАЗа" - на 0,21%, пишет РБК daily.